Срок службы двигателя в значительной мере зависит от режима приработки его деталей.
Приработка деталей на вновь собранном двигателе в основном происходит в первые часы его работы. Поэтому в это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для приработки, исключающие задиры, заедания деталей и повышенный износ. С этой целью двигатель прирабатывают на стенде и обкатывают на автомобиле.
На стенде отремонтированный двигатель прирабатывают в следующем режиме:
Холодная приработна при 1000 - 1500 об/мин, мин |
45 |
Горячая приработка на холостом ходу в интервале 1000 - 1300 об/мин, мин: |
плавное увеличение числа оборотов |
30 |
плавное уменьшение числа оборотов |
5 |
Горячая приработка на стенде (два цикла), мин |
35 |
Горячая приработка под нагрузкой, мин |
45 |
Для приработки под нагрузкой при отсутствии стенда с тормозом вместо тормоза можно использовать второй отремонтированный двигатель, проходящий холодную приработку.
Оба двигателя в этом случае устанавливают на стенде для приработки коробками передач друг к другу. Вращение от коленчатого вала ведущего двигателя (двигателя, проходящего горячую приработку под нагрузкой) к ведомому передается через гибкую передачу. Правое вращение, коленчатого вала ведомого двигателя (двигателя, проходящего холодную приработку) достигается путем включения заднего хода в коробке передач ведущего двигателя. Требуемое для холодной приработки число оборотов коленчатого вала ведомого двигателя достигается включением первой передачи в его коробке передач.
Число оборотов коленчатого вала ведущего двигателя изменяют в пределах от 1500 до 2000 об/мин. Продолжительность приработки под нагрузкой 45 мин.
Во время спаренной приработки у ведомого двигателя вывернуть свечи зажигания, отключить питание и зажигание.
Перед началом приработки в каждый цилиндр двигателя, проходящего холодную приработку, залить через отверстия для свечей зажигания по 20 — 30 г масла (для двигателей).
Температуру масла в картере двигателя при приработке поддерживать 70 — 90°С; температуру воды, выходящей из рубашки охлаждения, 70 — 85°С.
При стендовой приработке двигателя применять менее вязкое масло (ВУ502,6 — 4,0), чем при эксплуатации. Для этой цели рекомендуется масло индустриальное 20 (веретенное 3).
После приработки жидкое масло из картера двигателя слить и заменить маслом нормальной вязкости.
Давление масла (нормальной вязкости) в системе смазки прогретого двигателя должно быть (кГ/см²):
При 500 об/мин не ниже |
0,5 |
При 1000 об/мин не ниже |
1,75 |
При 2000 об/мин не ниже |
2,75 - 3,75 |
При приёмке двигателя на стенде необходимо проверить его работу на слух.
Звук работающего двигателя должен быть ровным, без резко выделяющихся местных шумов.
Двигатели прослушивают в прогретом состоянии (температура воды и масла в пределах 70 — 90°С). Работу клапанной группы прослушивают без стетоскопа при числе оборотов коленчатого вала двигателя от 500 до 1500 об/мин. Толкатели, масляный насос и привод распределителя прослушивают также без стетоскопа при 1000 — 1500 об/мин. Кривошипно-шатунный механизм прослушивают стетоскопом при резком изменении числа оборотов коленчатого вала (прогазовках) до 2500 об/мин.
Двигатель подлежит переборке, если прослушивается стук поршневых пальцев, коренных подшипников, стуки или резкий шум высокого тона распределительных шестерен, резкие выделяющиеся стуки клапанов и толкателей, резкий стук и шум высокого тона шестерен масляного насоса и его привода, шум высокого тона в писк крыльчаток и подшипников водяного насоса, прослушиваемые невооруженным ухом, стуки поршней и поршневых колец, а также стуки шатунных подшипников, прослушиваемые стетоскопом.
Однако при работе двигателя допускаются:
- равномерный стук клапанов и толкателей, сливающийся в общий шум;
- периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и коромыслами;
- выделяющийся стук клапанов н толкателей, исчезающий или появляющийся при изменении скорости вращения коленчатого вала двигателя;
- ровный, нерезкий шум высокого тона от работы привода распределителя;
- не выделяющийся из общего фона шум шестерен масляного насоса.
Продолжительность обкатки на автомобиле установлена 1000 км пробега. В этот период необходимо соблюдать основные правила обкатки, указанные в инструкции по уходу за автомобилем.