ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
12.10. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Электродвигатель отопителя. Предохранители. Спидометр. Техническое обслуживание и неисправности
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОТОПИТЕЛЯ
Основные технические данные электродвигателей
Автомобиль |
ГАЗ-53А |
ГАЗ-66 |
Тип электродвигателя отопителя |
МЭ211 |
МЭ7-Б |
Мощность, Вт |
25 |
11 |
Сила потребляемого тока, А, не более |
5 |
4 |
Число оборотов в минуту якоря при нагрузке вентилятором, не менее |
3000 |
2600 |
РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТОПИТЕЛЯ
Во время эксплуатации имеются случаи, когда якорь электродвигателя начинает вращаться с малой скоростью или перестаёт вращаться совсем. Это может быть вызвано коротким замыканием между коллекторными пластинами вследствие скопившейся между ними пыли от щеток или подгаром коллектора.
В этом случае разобрать его и прочистить промежутки между коллекторными пластинами от пыли при помощи деревянной палочки, после чего коллектор и щёткодержатели протереть и продуть сжатым воздухом. При необходимости зачистить коллектор мелкой шкуркой или проточить, фетровые шайбы подшипников пропитать турбинным маслом.
При сборке электродвигателя разъемные крышки корпуса поставить в том же положении, в котором они стояли. Смещение их на 180° вызовет изменение направления вращения якоря.
Собирая электродвигатель, следует проследить за тем, чтобы провода от щеток и клемм не задевали за якорь.
Если правильно собранный электродвигатель работает неудовлетворительно, проверить сопротивление обмоток возбуждения, изоляцию между изолированным щеткодержателем и корпусом. На приборе 533 (омметром) проверить отсутствие межвиткового замыкания в якоре. При необходимости заменить дефектные детали.
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
В системе электрооборудования автомобилей применяются термобиметаллические предохранители двух типов: с возвратной кнопкой и непрерывного действия.
Для проверки предохранителя собрать схему, показанную на рис. 156. Исправный предохранитель должен выключать цепь при перегрузке в 150% номинального тока предохранителя за время не более 30 сек.
Термобиметаллический предохранитель непрерывного действия. Для защиты от перегрузок и коротких замыканий электродвигателя стеклоочистителя применяют термобиметаллический предохранитель непрерывного действия.
Работа предохранителя сопровождается характерными щелчками. Предохранитель должен выключать цепь при силе тока 10А за время не более 30сек.
Рис. 156. Схема проверки биметаллического предохранителя:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 — проверяемый предохранитель; 4 — реостат.
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Для отключения аккумуляторной батареи от сети на автомобилях ГАЗ-66 применяют выключатель типа ВБ318.
Периодически подтягивать болты крепления выключателя и при необходимости зачищать контакты. Один раз в год смазывать трущиеся поверхности выключателя смазкой ЦИАТИМ-201.
ТЕХНИЧЕСКИЙ УХОД ЗА СПИДОМЕТРОМ И ГИБКИМ ВАЛОМ
Уход за спидометром и гибким валом спидометра в эксплуатации заключается в ряде операций, которыми являются:
- проверка надежности затяжки гаек присоединения гибкого вала к спидометру и приводу. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, причем слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна;
- проверка правильности монтажа гибкого вала;
- смазка гибкого вала. При сборке гибкого вала на заводе внутрь его оболочки закладывают специальную густую смазку, которая рассчитана на работу как при низких (до — 50°С), так и при высоких (до +55°С) температурах.
Смазку закладывают в количестве, достаточном на 25000 км пробега автомобиля. После указанного пробега, а иногда и раньше, например, если автомобиль систематически работает при жаркой погоде, возникает необходимость добавлять сказку внутрь оболочки. Добавлять смазку нужно и в том случае, если стрелка спидометра колеблется при движении автомобиля и гибкий вал начинает стучать. В оболочку гибкого вала рекомендуется добавлять смазку ГОИ-54.
Перед смазкой гибкого вала вынуть трос из оболочки, сняв предварительно пружинную запорную шайбу троса со стороны спидометра.
После этого промыть в керосине и высушить оболочку и трос, а затем смазать трос на ⅔ его длины со стороны привода, вновь вставить трос и оболочку и надеть запорную шайбу.
НЕИСПРАВНОСТИ СПИДОМЕТРА И ГИБКОГО ВАЛА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Если спидометр (как счетный, так и скоростной узел) перестал работать, следует проверить, не отвернулись ли гайки, соединяющие гибкий вал с прибором и с приводом, и не оборван ли трос.
В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала убедиться в том, что причиной обрыва троса не явилось заедание в спидометре. Для этого присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий, а стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в направлении вращения его при работе на автомобиле стрелка должна резко отойти от нуля, а затем легко вернуться обратно.
Если механизм спидометра заело, прибор заменить новым.
Колебание стрелки указателя скорости в больших пределах при работе спидометра возникает чаще всего вследствие:
- неправильного монтажа гибкого вала (изгибы, имеющие радиус менее 150 мм, гибкий вал не закреплён в надлежащем месте);
- недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала;
- отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Если нет продольного перемещения, приводной валик спидометра отжимается тросом внутрь прибора. При длительной работе в таких условиях нарушается регулировка указателя скорости, а затем и сам прибор приходит в неисправное состояние, если к тому времени не оборвался трос.
Продольное перемещение троса проверяют покачиванием свободного (не закрепленного) конца троса со стороны привода.
Исчезновение продольного перемещения троса, работавшего долгое время, объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра. Эту грязь надо удалить. Очистить надо также и место соединения другого конца троса и только после этого присоединить вал к штуцеру привода.
Правильность показаний указателя скорости спидометра проверять на контрольном стенде.
Показание спидометра можно скорректировать поворотом пластины, к которой укреплен конец возвратной пружинки (волоска).
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Очистка деталей
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.4.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Кривошипно-шатунный механизм