2. Как выбрать аккумуляторную батарею(АКБ) под свой автомобиль
ВЫБОР ПО УДОБСТВУ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Основной массе автовладельцев приходитсявыбирать аккумуляторные батареипо принципу удобства эксплуатации. Аккумуляторы делятся на: обслуживаемые, частичного обслуживаемые и необслуживаемые.
Обслуживаемые аккумуляторные батареи в настоящее время встречается очень редко и в основном только это аккумуляторы большой ёмкости для грузовых автомобилей. Корпус этих аккумуляторных батарей изготовлен из эбонита с вкрхней герметизацией. Основным герметизирующим материалом является мастика. В таких аккумуляторах существует возможность замены любого его элемента.
Аккумуляторные батареи частичного обслуживания являются наиболее распространенными. Отличительной особенностью данного типа аккуляторов является наличие резьбовых пробок в верхней неразборной крышке пластмассового корпуса. Обслуживание таких батарей сводится лишь к поддержанию необходимого уровня электролита, контроля его плотности и поддержания нормального уровня заряда.
Необслуживаемый аккумулятор не требует какого-либо вмешательства человека на всем протяжении срока службы. В них применяется особая конструкция пластин и системы конденсирования. Такие батареи признаются самыми качественными на сегодняшний день, поэтому цены на них весьма высоки.
ВЫБОР ПО ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В РАБОТЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Следующим критерием для выбора является технология, используемая в его производстве и как следствие его технологический тип:
Традиционные батареи – свинцово-кислотные. В них электролит представляет собой смесь аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Среди достоинств такого типа аккумуляторов стоит выделить их невысокую стоимость, полное отсутствие «эффекта памяти», а также низкий саморазряд.
Более современная – AGM-технология. Потери активного вещества на пластинах при таком типе производства сведены к минимуму, поэтому обеспечиваются высокие мощностные характеристики и более продолжительный ресурс. При выборе аккумулятора для авто стоит учитывать, что AGM-батареи рекомендованы к применению на автомобилях, оснащенных системами рекуперации энергии при торможении и многочисленными потребителями электричества.
В гелевых аккумуляторах электролит загущается до определенной консистенции при помощи силикагеля. Такие аккумуляторы, равно как и AGM-батареи, способны обеспечивать большую силу тока в сети независимо от степени разряда. Как правило, гелевые аккумуляторы – необслуживаемые.
Наиболее современный тип — гелевый аккумулятор
ВЫБОР ПО ГАБАРИТАМ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
При выборе аккумуляторной батареи необходимо учесть её размеры и места установки.
Все батареи, исходя из их габаритов, можно разделить на три основных стандарта:
Европа. Этими аккумуляторами комплектуются автомобили, поставляемые на европейский рынок;
Азия. Преимущественно для автомобилей японских и корейских марок;
Америка. Используются в автомобилях американских брендов, мало чем отличаются от европейских.
Данный параметр оказывает существенное влияние на выбор аккумулятора для автомобиля, ведь установить аккумуляторную батарею, произведенную для «японца» в европейский автомобиль вряд ли удастся. Ниже приведена таблица основных параметров и размеры наиболее распространенных автомобильных аккумуляторов.
Габариты длина/ ширина/высота, мм
Стандарт
Емкость, Ач
Маркировка
207/175/175
Европа
44
6СТ-44А/Ч
238/129/227
Азия
45
NX100-S6S
242/175/190
Европа
60
6СТ-60А/Ч
232/173/225
Азия
60
55D23R
278/175/190
Европа
74
6СТ-74А/Ч
306/173/225
Азия
90
NX120-7
353/175/190
Европа
95
6СТ-95А/Ч
ВЫБОР ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ КЛЕММ НА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ
Важным фактором при выборе аккумуляторной батареи является расположение клемм на корпусе. Если не учесть расположение клемм, то просто может не хватить длины провода до клеммы аккумулятора. Кроме этого, вы можете случайно сделать короткокое замыкание на клеммы аккумулятора капотом автомобиля и в результате привести аккумулятор в полную негодность или, ещё хуже, вызвать возгарание собственного автомобиля.
Расположение клемм аккумулятора может быть с прямой или обратной полярностью. Для большинства автомобилей характерна прямая полярность, при которой положительная клемма находится слева, а отрицательная – справа. Аккумулятор при этом находится в положении «клеммы ближе к нам».
Углубленное и выступающее верхнеерасположение клемм на верхней крышке аккумулятора.
Аккумуляторные батареи Азиатского производства традиционно имеют выступающее расположение клемм на верхней крышке. Европейские аккумуляторы традиционно имеют вывод клемм в углублениях. Размер клемм у аккумуляторовстандартов Европы и Азии также разный. У европейской аккумуляторной батареи положительная клемма имеет 19,5 мм в диаметре, отрицательная – 17,9 мм. Для Азии эти значения составляют 12,7 мм и 11,1 мм соответственно и сами клеммы могут быть более высокими. На это тоже стоит обращать внимание.
ВЫБОР ЁМКОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Ёмкость аккумуляторной батареи является одним из основных факторов при её выборе.
Ёмкость аккумулятора определяет количество энергии, отдаваемой им за единицу времени. Автомобильный аккумулятор считается полностью разряженным, если напряжение на его клеммах составляет примерно 11 В. Число, указанное в маркировке аккумулятора, указывает его ёмкость при +25°С и токе двадцатичасового режима разряда.
Например: При номинальной ёмкости аккумулятора 55 Ач ток двадцатичасового режима разряда составляет 55/20=2,75 А. То есть, при этом значении силы тока аккумулятор отдаст 100% своей ёмкости в течение 20 часов.
Какой аккумулятор выбрать, чтобы он соответствовал требуемой ёмкости? Можно особо не задумываться и брать тот, который рекомендован заводом-изготовителем, либо ориентироваться на тип эксплуатируемого транспортного средства.
Ёмкость аккумулятора должна соответствовать типу автомобиля
Ставить аккумуляторные батареи с меньшей ёмкостью крайне не рекомендуется. Её просто может не хватить для запуска двигателя морозным зимним утром, а также будет нарушена нормальная эксплуатация всех электроприборов автомобиля даже в летний период.
Можно выбрать ёмкость больше, но не особо увлекаясь. Здесь нужно следить за тем, чтобы аккумулятор вошёл в предназначенное для него место установки. Среди автолюбителей бытует мнение о недопустимости установки аккумулятора большей ёмкости, нежели рекомендуемая, аргументируя это тем, что батарея будет постоянно недозаряжена. Однако, это не так. Энергия, потраченная на запуск двигателя, не зависит от ёмкости аккумулятора и, соответственно, будет с лёгкостью восполнена генератором. Также опасение на быстрое сгорание стартера не имеет основания. Ток, потребляемый стартером, зависит только от характеристик самого стартера и условий пуска двигателя. Как видите, ёмкость здесь не играет роли.
Для районов с холодным климатом, в тяжёлых условиях эксплуатации транспортного средства установка аккумуляторной батареи повышенной ёмкости даже рекомендуется, поскольку на более ёмких аккумуляторах уменьшается просадка напряжения при длительном пуске двигателя, повышается надёжность и срок службы.
ВЫБОР АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПО ПУСКОВОМУ ТОКУ
Что такое пусковой ток? Это максимальная величина тока, которую способен отдавать аккумулятор для запуска двигателя в течение 3-30 секунд при температуре −18°C. Пусковой ток – это относительная величина. С возрастом аккумуляторной батареи теряется её ёмкость, а значит и значение пускового тока становится меньше. Задумываясь над тем, какой аккумулятор лучше выбрать, старайтесь отдавать предпочтение батареям с хорошим запасом пускового тока. Например, если для прокрутки стартера требуется 250 А, то выбирайте аккумулятор с пусковым током не менее 350 А. Это вам поможет при пуске зимой.
Особенно обратите внимание, что для автомобилей с дизельным двигателем ёмкость аккумуляторной батареи, а также её пусковой ток должны быть на порядок выше, чем у бензиновых "собратьев".
ВЫБОР АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
В настоящее время существует множество разновидностей, типов аккумуляторных батарей и огромное количество различных известных и неизвестных производителей. Проще всего купить аккумулятор для автомобиля с теми же характеристиками, что и стоял ранее. В настоящее время вы можете найти тип аккумулятора с любыми требуемыми характеристиками.
При этом многие автомобилисты руководствуются мыслью, что лучше всего приобрести дорогой импортный аккумулятор. Но зачастую такие батареи произведены для Европы, где климат мягче. Дело в том, что в составе сплава клемм используются разные металлы и добавки, в результате чего такие аккумуляторы теряют свою ёмкость и раньше выходят из строя в суровом климате российских регионов. По этой причине рекомендуем использовать аккумуляторные батареи производителей, находящихся в таких же климатических условиях, как и вы. И не обязательно, что это будут известные торговые марки.
Не последнюю роль в выборе автомобильного аккумулятора играет и цена. На нашем рынке наиболее популярны аккумуляторы Bosch, Varta, Volt, Зверь. Но аккумуляторы марок Varta и Bosch, по сути, один немецкий бренд, производятся на одном заводе, только на разных линиях. Стоимостью они почти не отличаются. В среднем, аккумулятор для легкового автомобиля обходится в 75-100 $.
Какой аккумулятор лучше для автомобиля? Однозначного ответа вы не найдёте. У каждого типа аккумуляторных батарей есть свои плюсы и минусы. Одни способны давать высокие пусковые токи и обладают хорошей ёмкостью, однако, могут бояться полного разряда. Другие – наоборот. Поэтому, при выборе аккумулятора для автомобиля вам нужно учитывать условия его эксплуатации, среднюю температуру в вашем регионе и требования, которые вы предъявляете к нему.