Снятие коробки передач.
Для снятия необходимо:
· произвести опрокидывание кабины;
· слить масло из коробки передач;
· снять площадку шасси;
· ослабить хомуты, снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;
· расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой передач от рычага механизма переключения передач;
· отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;
· отсоединить приемную трубу глушителя;
· расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;
· отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;
· отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;
· отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;
· отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения передач в дополнительной коробке;
· отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач, отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;
· отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;
· отвернуть болты и снять трубу глушителя;
· подвести под коробку передач канавный подъёмник с приспособлением для снятия и установки коробки передач или другое подъёмно-транспортное средство;
· отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести коробку передач и отсоединить её от двигателя;
· опустить коробку передач на подъёмнике, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить подъёмник с коробкой из-под автомобиля, после чего опустить автомобиль.
Установку коробки передач производят в обратной последовательности.
Разборка коробки передач.
Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:
· отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;
· снять верхнюю крышку дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;
· расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора дополнительной коробки;
· снять малый синхронизатор с вторичного вала основной коробки;
· отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру основной коробки передач;
· отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;
· снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры.
Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.
Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала. Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе. После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивания и обломы зубьев шестерен, и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа зубьев.
Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач производят в обратном порядке. При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъёмниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления. После установки коробки передач проводят регулировку её привода.