Техническое состояние карданного вала, определяющее необходимость его ремонта, определяется появлением вибрации в трансмиссии автомобиля при движении.
При появлении вибрации в трансмиссии автомобиля в движении необходимо осмотреть карданный вал и установить причину. При необходимости замены крестовины (в случае появления зазоров в шарнире) карданный вал следует снять с автомобиля. Если после замены крестовин вибрации в трансмиссии не устранились, карданный вал подлежит замене. При снятии карданного вала для замены крестовин убедитесь в наличии меток на скользящей вилке и трубе возле шлицевого вала, определяющих положение шлицевой вилки относительно шлицевого вала в сбалансированном состоянии. Если метки не видны, их следует нанести острым предметом.
При снятии карданного вала с автомобиля необходимо вначале отвернуть болты крепления фланца скользящей вилки и отсоединить его от фланца коробки передач, после чего отсоединить фланец второго конца карданного вала.
При разборке необходимо помечать все детали карданного вала (вилки, подшипники, крышки ит.п.), чтобы при сборке легко было устанавливать на те же места.
В случае разборки шарнира при необходимости замены крестовин рекомендуется использовать специальные приспособления (рис. 51).
Молотком для разборки пользоваться нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира. Приспособление состоит из двух раздвижных стоек 2, опорной призмы 4 и винта 1 со стаканом 3, который при установке шарнира упирается в торец вилки, в то время как вторая вилка шарнира установлена на опорной призме. При вращении винта стакан перемещается вниз, и подшипник крестовины входит в полость стакана.
После того как с помощью приспособления из отверстия вилки частично выпрессован подшипник на высоту 20-25мм, выступающую из вилки часть нужно обернуть полоской наждачной бумаги и, поворачивая подшипник вынуть его из отверстия в вилке.
Шарнир разбирают в два приёма. Сначала на опорную призму 8 (рис. 52) устанавливают вилку 7 карданного вала и выпрессовывают подшипники из фланца-вилки (рис. 52, а). При дальнейшей разборке шарнира нужно спрессовать торцевые сальники и снять фланец-вилку 4. После этого шипы крестовины 6 устанавливают в специальные лунки опорной призмы и выпрессовывают подшипники из вилки 7 карданного вала (рис. 52, б).
Сборку шарниров производят только с использованием нового комплекта крестовины с подшипниками и сальниками без применения старых деталей.
Напрессовку торцевых сальников производят с использованием специальной оправки (рис. 53).
Перед установкой игольчатых подшипников в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника закладывают пластинчатую смазку N158 в количестве 10±1 г в каждый подшипник.
Сборку крестовины с вилками следует производить одним из двух способов:
· торцевые уплотнения предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после чего крестовину установить в вилку. Остальные торцевые уплотнения установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа;
· крестовину без торцевых уплотнений установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцевые уплотнения.
Сборку шарнира с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников устанавливают опорные и замочные пластины. Болты должны быть затянуты с приложением момента 1,4-1,7кгс.м и законтрены загибанием одного из ушков замочной пластины за грани головки каждого болта.
Для облегчения сборки шарнира при запрессовке подшипников для выхода лишней смазки допускается выворачивание маслёнки из крестовины. После полной сборки шарнира масленку следует завернуть.
Перед сборкой шлицевые соединения следует очистить от грязи и старой смазки. Произвести их смазку. При этом необходимо предварительно надеть на шлицевой конец гайку, металлическое шлицевое кольцо и резиновый сальник. При сборке шлицевого соединения необходимо, чтобы стрелки, выбитые на скользящей вилке и трубе, были расположены одна против другой (см.рис.50).
Собранный карданный вал проверяют на угол качания карданов от средней оси в каждую сторону, который должен быть не менее 24°.
Рекомендуется выполнить динамическую балансировку собранного карданного вала. Дисбаланс не должен превышать 65г.см. Дисбаланс устраняют приваркой пластин, изогнутых по наружному диаметру вала и поворачивая скользящую вилку на 180°
Перед установкой карданного вала на автомобиль проверяют крепление фланцев коробки передач и ведущего моста и при наличии ощутимых зазоров подгивают гайку крепления фланцев.
При снятии и установке карданного вала на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для провертывания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнения, что может привести к преждевременному отказу в работе карданных шарниров.
После установки карданного вала на автомобиль гайку сальника завёртывают и через масленку смазывают шлицевое соединение смазкой УСсА или ЛитоЛ-24 до появления смазки через отверстие в заглушке скользящей вилки.