МАЗ-504ВРемонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ (МАЗ-5335, МАЗ-53352, МАЗ-516Б, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-504В, МАЗ-64227, МАЗ-54322, МАЗ-5440, МАЗ-6430, МАЗ-5516, МАЗ-64228-9506, МАЗ-6317, МАЗ-63171).

Содержание (скрыть/показать)

Справочник

 

3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов

 

Уход за ведущими мостами заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральных редукторах и колесных передач, своевременной смене смазки, проверке шума работы и температуры нагрева мостов.


Регулировка заднего моста. Через каждые 60 - 80тыс.км пробега рекомендуется проверять осевой зазор в подшипниках ведущей конической шестерни 5 (см.рис.55) при снятом карданном вале и затянутой с приложением момента 45 - 60кгс.м гайке 10 крепления фланца.
Осевой зазор проверяют при помощи индикаторного приспособления, перемещая ведущую шестерню из одного крайнего положения в другое. При отсутствии индикатора наличие осевого зазора в подшипниках проверяют покачиванием ведущей шестерни за фланец карданного вала. Если появился осевой зазор в подшипниках и величина его превышает 0,05 мм или ощущается перемещение ведущей шестерни, следует произвести регулировку.
Для регулировки центрального редуктора необходимо в следующей последовательности отрегулировать:
·    подшипники вала ведущей шестерни;
·    подшипники дифференциала;
·    зацепление конических шестерен по пятну контакта.
Для проведения этих регулировок центральный редуктор снимают с моста и производят необходимые частичные разборки редуктора (см. статью «3.4.2 Ремонт ведущих мостов»).
Для проведения регулировки подшипников вала ведущей шестерни необходимо снять ведущую шестерню вместе с корпусом подшипников, используя демонтажные болты.
Регулировку подшипников ведущей шестерни нужно производить в следующем порядке:
·    закрепив корпус подшипников в тисках, определить индикатором осевой зазор в подшипниках;
·    освободив корпус 15 (см. рис. 55), зажать ведущую коническую шестерню в тисках (на губки тисков положить накладки из мягкого металла). Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца 10, снять шайбу, резиновый уплотнитель и фланец. Снять крышку 13 с сальником 8, внутреннее кольцо переднего подшипника 7 и регулировочную шайбу 6;
·    замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить её для устранения осевого зазора и получения предварительного натяга (уменьшение толщины шайбы должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого зазора и величины 0,03 - 0,05мм предварительного натяга);
·    прошлифовать регулировочную шайбу 6 до требуемой величины, установить её и другие детали, кроме крышки 13 с сальником, которую ставить не следует, так как трение сальника о шейку фланца не позволит точно измерить момент сопротивления проворачивания шестерни в подшипниках. При затягивании гайки 10 фланца следует проворачивать корпус подшипников для того, чтобы ролики правильно разместились в обоймах подшипников;
·    проверить предварительный натяг подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания ведущей шестерни, который должен быть 0,1-0,3кгс. Определить этот момент можно динамометрическим ключом на гайке 10 или измерением усилия, приложенного к отверстию фланца 9 под болты крепления карданного вала. Усилие, приложенное перпендикулярно радиусу расположения отверстия на фланце, должно составлять 1,4-4 кгс.м. Следует помнить, что слишком большой натяг в конических подшипниках приводит к сильному их нагреву и быстрому износу.
При нормально отрегулированном предварительном натяге в подшипниках снять фланец и установить крышку с сальником на место, после  чего окончательно собрать узел. Момент затяжки гайки фланца 45-60 кгс.м.
Регулировку подшипников 22 дифференциала следует производить при снятой ведущей шестерне с корпусом 15 с помощью гаек 20 (см.рис.55), которые необходимо заворачивать с помощью специального ключа (рис.58) с обеих сторон на одинаковую величину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни (шаг резьбы обеих гаек одинаков). Если гайки 20 (см.рис.55) не проворачиваются, надо ослабить болты крепления крышек 21 подшипников на время регулировки.

Предварительный натяг в подшипниках определяется величиной момента, необходимого для проворачивания дифференциала, который должен быть в пределах 0,2-0,3кгс.м при снятой ведущей конической шестерне. Величина этого момента измеряется динамометрическим ключом или определением усилия, приложенного на наружном радиусе чашек дифференциала 2, 23 и равного 2,4-3,6кгс.
Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерён следующий:
·    перед установкой корпуса подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протереть насухо зубья конических шестерен и на боковые поверхности трех-четырех зубьев нанести тонкий слой краски;
·    установить в картер редуктора корпус подшипников с ведущей шестерней, завернуть четыре накрест лежащие гайки шпилек и проворачивать за фланец ведущую шестерню в обе стороны;
·    руководствуясь табл. 7, отрегулировать зацепление конических шестерён.
Перемещение ведущей шестерни 5 обеспечивает изменение количества регулировочных прокладок 16 (см. рис. 55) под фланцем корпуса подшипников ведущей шестерни.
Для перемещения ведомой шестерни 3 пользуются гайками 20. Чтобы не нарушать регулировку натяга в подшипниках дифференциала, нужно отворачивать (заворачивать) обе гайки 20 на один и тот же угол.
При регулировке зацепления шестерён по пятну контакта обязательно сохранять необходимый боковой зазор между зубьями, величина которого замеряется индикатором со стороны большего диаметра ведомой конической шестерни. Боковой зазор должен быть в пределах 0,2-0,45мм. При износе шестерён этот зазор увеличивается, и требуются периодическая его проверка и регулировка.
Уменьшение бокового зазора между зубьями шестерен за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерён и быстрому их износу. После окончания регулировки редуктора необходимо затянуть все гайки шпилек крепления корпуса подшипников к картеру редуктора, затянуть болты 21 крепления крышек подшипников дифференциала, поставить и закрепить стопоры 27 гаек.

 

Динамометрический ключ для регулировки моста МАЗ

 


Регулировка среднего моста. Регулировка центрального редуктора среднего моста аналогична регулировке центрального редуктора заднего.
Для проверки наличия осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни 25 (см.рис.57) и при необходимости проведения регулировок снять центральный редуктор (см. статью «3.4.2 Ремонт ведущих мостов»), снять механизм 20 блокировки дифференциала, крышку сальника 15, извлечь вал 30 привода мостов с межосевым дифференциалом 29, проворачивая вал 30 до установки лыски на чашках дифференциала против шестерни 10, снять картер 7. После этого можно, отвернув гайки крепления, вынуть картер 8 подшипников с шестерней 3.
Регулировку натяга подшипников 2 вала ведущей шестерни 3 производят путем уменьшения толщины регулировочной шайбы 6, а подшипников 47 дифференциала - с помощью гаек 49 аналогично регулировкам подшипников редуктора заднего моста.
При регулировке зацепления конических шестерён следует руководствоваться табл. 7.

Регулировка моста по пятну

 

Перемещение ведущей шестерни обеспечивают изменением количества регулировочных прокладок 5 под фланцем корпуса подшипников. При этом, чтобы отодвинуть ведущую шестерню от ведомой, под фланец картера 8 подшипников нужно положить дополнительно регулировочные прокладки 5, а при необходимости сблизить шестерни - снять соответствующее количество шайб. Перемещение ведомой шестерни 42 осуществляется с помощью гаек 49 подшипников дифференциала, при этом для сохранения натяга подшипников нужно отворачивать (заворачивать) обе гайки на один и тот же угол.
Проверка осевого зазора в подшипниках 13 и 35 производится одновременно с проверкой осевого зазора в подшипниках вала ведущей шестерни 3, когда она вынута из редуктора, и вынут вал 30 дифференциала 29.
Регулировку подшипников 13 вала привода моста необходимо производить в следующей последовательности:
·    разобрать межосевой дифференциал 29, снять ведущую цилиндрическую шестерню 25 и вынуть подшипник из шестерни;
·    промыть детали в керосине, перед сборкой смазать;
·    установить внутренний подшипник в гнездо шестерни 5;
·    установить упорную шайбу 23, стопорную 24, вторую упорную 23 и наружную обойму наружного подшипника 13;
·    для обеспечения предварительного натяга в подшипниках уменьшить толщину набора регулировочных шайб 21 на величину осевого зазора плюс 0,02-0,03мм и установить их на место;
·    установить внутреннюю обойму подшипника 13.
Для проверки предварительного натяга в подшипниках 13 установить шестерню 25 с подшипниками через оправку (с опорой на торец внутренней обоймы внутреннего подшипника) на стол пресса, установить оправку на внутреннюю обойму наружного подшипника и с небольшим усилием сжать подшипники. Покачиванием проверить наличие осевого зазора и лёгкость проворачивания шестерни. Усилие проворачивания ведущей цилиндрической шестерни, приложенное на наружном диаметре шестерни, должно быть в пределах 0,55- 2,2кгс. В качестве оправки можно использовать крестовину 28 и распорную втулку 27 в сборе с шестерней.
При ощутимом осевом зазоре в подшипниках 35 выходного вала 32 регулировку производят также изменением набора регулировочных шайб 41 в следующей последовательности:
·    отвернуть болты 36 и снять выходной
вал 32 со стаканом 34 подшипников;
·    отвернуть гайку 40, снять фланец 39 и разобрать подшипниковый узел;
·    промыть детали в керосине и перед сборкой смазать;
·    зажать вал в тисках, установить внутреннюю обойму внутреннего подшипника на вал;
·    установить стакан 34 в сборе с наружными обоймами;
·    установить необходимый набор регулировочных шайб 41, толщина которых уменьшена на величину осевого зазора в подшипниках плюс 0,02-0,03мм;
·    установить внутреннюю обойму наружного подшипника;
·    установив фланец 39, затянуть гайку 40. Момент затяжки 40-50кгс.м.
Покачиванием и проворачиванием за фланец 39 проверить наличие осевого зазора. Усилие проворачивания, приложенное на радиусе расположения отверстий во фланце, должно быть в пределах 0,65- 2,56кгс. После окончания регулировки, отвернув гайку 40 и сняв фланец 39, установить крышку 37 с сальником, и собрав узел, затянуть гайку 40 и зашплинтовать. Установить вал с подшипниковым узлом и фланцем в сборе на место, закрепив болтами стакан 34.
Возможные неисправности ведущих мостов и способы их устранения приведены в табл. 8.

 

Неисправности ведущих мостов МАЗ


Рейтинг: 0 Голосов: 0 5149 просмотров