Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5х143мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Техническая характеристика
Тип батареи |
6-СТ190ТР (6СТ-190А)
|
Количество батарей |
2 |
Номинальное напряжение батареи, В |
12 |
Номинальная емкость при температуре электролита 23-27°С в режиме разрядки, А.ч
|
20-часовой |
190 |
10-часовой |
170 |
Сила тока в режиме разряда, А |
20-часовой |
9,5 |
10-часовой |
17 |
Габаритные размеры, мм |
длина |
519 |
ширина |
238 |
высота |
238 |
Масса, кг |
без электролита |
57,2 |
с электролитом |
71,7 |
Сила тока в режиме заряда, А |
20-часовой |
19 |
10-часовой |
17 |
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска, и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.
ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см.таблицу 50).
Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Таблица 50
Климатический район |
Время года |
Плотность электролита при 15°С, г/см³,
|
заливаемого |
в конце первого заряда
|
Район с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже - 40°С
|
зима |
1,290 |
1,310 |
лето |
1,250 |
1,270 |
Районы с зимней температурой:
|
до - 40°С |
Круглый год |
1, 270 |
1,290 |
до - 30°С |
то же |
1,250 |
1,270 |
Южные районы |
то же |
1,230 |
1,250 |
Тропики |
то же |
1,210 |
1,230 |
Примечание: Допускается отклонение плотности электролита от указанных значений на ±0,01г/см³
|
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83 - 1,84г/см³, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40г/см³ при 15°С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83г/см³ или ее раствора плотностью 1,40г/см³, необходимое для приготовления 3л электролита, приведено в таблице 51.
Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты
Таблица 52
Требуемая плотность электролита при 15°С, г/см³
|
Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40г/см³ при 15°С, 1
|
Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,83г/см³ при 15°С, 1
|
воды |
раствора |
воды |
раствора |
1,210 |
0,522 |
0,493 |
0,834 |
0,204 |
1,230 |
0,467 |
0,542 |
0,811 |
0,228 |
1,250 |
0,418 |
0,596 |
0,796 |
0,248 |
1,270 |
0,364 |
0,647 |
0,778 |
0,269 |
1,290 |
0,313 |
0,698 |
0,759 |
0,290 |
1,310 |
0,256 |
0,753 |
0,736 |
0,314 |
1,400 |
- |
- |
0,640 |
0,416 |
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в таблице 52.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20мин и не позднее чем через 2ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03г/см³ в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03г/см³, то батарею следует зарядить.
Поправка к показаниям денсиметра для различной температура электролита
таблица 52
Температура электролита, °С
|
-45 |
-30 |
-15 |
0 |
+15 |
+30 |
+45 |
+60 |
Поправка к показания денсиметра
|
-0,04 |
-0,03 |
-0,02 |
-0,01 |
0 |
+0,01 |
+0,02 |
+0,03 |
Примечание: Если температура электролита выше 15°С, к показания денсиметра прибавить поправку, ниже - вычесть
|
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путём изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2 - 3ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2 - 3ч, а в конце заряда — через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 40, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40г/см³, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.
Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.