Затяжка болтов крепления головки блока цилиндров
Предварительная осадка прокладки: затяните предварительно болты с моментом 20 Нм, затем доверните их на угол 100±6° в последовательности, указанной на рисунке 5.3.
1. Затяните болты от 1 до 10.
2. Подождите три минуты для стабилизации прокладки.
3. Ослабьте болты 1 и 2.
4. Затяните болты 1 и 2 с моментом 20 Нм, затем доверните их на угол 110±6°.
5. Ослабьте полностью болты 3, 4, 5 и 6.
6. Затяните болты 3, 4, 5 и 6 с моментом 20 Нм, затем доверните их на угол 110±6°.
7. Ослабьте полностью болты 7, 8, 9 и 10.
8. Затяните болты 7, 8, 9 и 10 с моментом 20 Нм, затем доверните их на угол 110±6°.
Последующая подтяжка болтов крепления головки блока цилиндров в процессе эксплуатации не требуется.
Прокладка головки блока цилиндров
Толщина прокладки головки блока цилиндров: 1,37±0,06 мм.
Головка блока цилиндров
Высота головки блока цилиндров Н: 113±0,05 мм (рис. 5,4),
Максимальная допустимая деформация: 0,05мм.
Объем камеры сгорания с установленными клапанами и свечой зажигания — 28,11 см³.
Момент затяжки свечи зажигания — 20-25 Нм.
Перешлифовка сопрягаемой поверхности головки блока цилиндров не допускается.
Зазоры клапанов
Впускные клапаны: 0,10-0,15 мм.
Выпускные клапаны: без замены клапанов — 0,25-0,30 мм, при установке новых клапанов — 0,25-0,25 мм.
Клапаны
Диаметр стержня впускного клапана: 7,00 мм.
Угол α рабочей фаски впускного клапана: 120°.
Угол α рабочей фаски выпускного клапана: 90°.
Диаметр D головки впускного клапана: 38,5 мм,
Диаметр D головки впускного клапана: 34,5 мм.
При замене клапанов вновь устанавливаемые клапаны должны иметь такие же метки 1, что и старые клапана, во избежание повреждения клапана и седла (рис. 5.5).
Направляющие втулки клапанов
На всех направляющих втулках впускных и выпускных клапанов установлены сальники, которые после снятия клапанов должны быть заменены новыми.
Угол направляющих втулок впускных и выпускных клапанов α: 17,50° (рис. 5.6).
Номинальный внутренний диаметр втулки — 7,0 мм.
Номинальный диаметр отверстий в головке блока цилиндров под направляющие втулки клапанов — 12,0 мм.
Длина выступающей части направляющей втулки клапана:
расстояние А для впускного клапана — 12,34 мм (рис. 5.7а);
расстояние Е для выпускного клапана — 12,34 мм (рис. 5.7б);
Поршни
Маркировка поршня показана на рис. 5.8.
Поршневой палец запрессован в верхней головке шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.
Поршневые пальцы
Длина — 62 мм.
Наружный диаметр — 19 мм.
Внутренний диаметр — 10,55 – 11,50 мм.
Размеры поршня приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1. Размеры поршня
Маркировка поршня |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
А |
79,465 - 79,475 |
79,500 - 70,510 |
В |
79,475 - 79,485 |
79,510 - 79,520 |
С |
79,485 - 79,495 |
79,520 - 79,530 |
По положению отверстий Т относительно верхней поверхности блока цилиндров можно .определить размерные группы всех цилиндров (по номинальному диаметру) и соответственно подобрать поршни (см. приведенную ниже таблицу 5.2 по подбору цилиндропоршневых групп) (рис. 5.9).
Рис. 5.9. Подбор поршней к гильзам цилиндров:
1, 2 — Обозначение размерной группы поршней (А, В или С);
Т — Положение отверстий указывает размерную группу для каждого цилиндра.
Маркировочное поле содержит три ряда (1, 2 и 3) позиций меток, каждый из которых соответствует определенной размерной группе (А, В и С) цилиндра. Каждый ряд содержит четыре позиции (О) меток, соответствующих номеру цилиндра.
Таблица 5.2. Расстояние ряда Т от поверхности блока цилиндров
Расстояние ряда Т от поверхности блока цилиндров |
Размерная группа |
1 ряд — 17 мм |
А |
2 ряд — 27 мм |
В |
3 ряд — 37 мм |
С |
Диаметр поршня следует измерять на расстоянии А = 41.5мм (рис. 5.10).
Шатуны
Осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вала — 0,31-0,604мм.
Расстояние между центрами отверстий в верхней и нижней головках шатуна — 128±0,035 мм.
Коленчатый вал
Количество коренных подшипников — 5.
Коренная шейка коленчатого вала: номинальный диаметр 48,010-0,020 мм, ремонтный диаметр: 47,76–0,02 мм.
Шатунная шейка коленчатого вала: номинальный диаметр 43.98-0,020мм; ремонтный диаметр— 43 79-0,02 мм
Осевой зазор: номинальный (без износа) — 0,045-0,252 мм, допустимый при износе — 0,852 мм.
Для регулировки осевого зазора вала имеются прокладки разной толщины, устанавливаемые на третий коренной подшипник вала.
Вкладыши коренных подшипников
В коренных подшипниках 1, 3 и 5 устанавливаются вкладыши (верхний и нижний), не имеющие смазочных канавок А (рис. 5.11). В коренных подшипниках 2 и 4 устанавливаются вкладыши (верхний и нижний), имеющие на внутренней поверхности канавки В.
Диаметры вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала приведены в таблице 5.3 и показаны на рис. 5.12.
Таблица 5.3. Диаметры вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
Вкладыши |
Номинальный диаметр, мм |
Ремонтный диаметр, мм |
Коренных подшипников |
47,75 |
48 |
Шатунных подшипников |
43,75 |
44 |
Масляный насос
Минимальное давление масла при температуре 80 °С: холостой ход — 1 бар, 4000 об/мин — 3 бара.
Масляный насос показан на рис. 5.13.
Рис. 5.13, Масляный насос:
1 — Болты; 2 — Шплинт; 3 — Фиксатор; 4 — Пружина; 5 — Клапан.
Проверка масляного насоса (рис. 5.14а, б)
Зазор А: минимальный 0,110 мм, максимальный — 0,249 мм.
Зазор В: минимальный 0,020 мм, максимальный — 0,086 мм.