Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).
Рис. 2.1.98. Водяной насос в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка.
Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.
Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса. (С целью повышения надежности и долговечности на дизели Д-240, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.)
При появлении неисправностей снимают водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.100 — 2.1.105).
Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса:
1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок.
Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива:
1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится).
Рис. 2.1.102. Спрессовка шкива:
1 — шкив; 2 — двухлапчатый съёмник.
Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника.
Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки:
1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт.
Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса:
1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка.
На водяных насосах (выпуска с февраля 1987 г.) валик выпрессовывать после снятия крыльчатки и уплотнения.
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1мм, подшипники заменяют (рис 2.1.106).
Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса:
1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса.
На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.
При наличии трещин корпус водяного насоса выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.
Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240, мм
Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема: |
номинальное |
47,0 — 47,3 |
допустимое |
48,5 |
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники: |
305 |
62,07 |
304 |
52,06 |
Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса насоса имеются следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5мм, то втулку выпрессовывают и заменяют новой.
При сборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников.
Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16 — 19H.м.
После сборки насоса валик должен вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.