В случае замены подшипников колесного редуктора и его деталей, а также проверки его технического состояния проводят ряд контрольно-регулировочных работ, включая контроль и регулировку подшипников фланца колеса, проверку правильности сборки верхней и нижней конических пар шестерён колесного редуктора (рис. 2.4.36).
Рис. 2.4.36. Проверка правильности регулировки осевого зазора в подшипниках полуоси или вертикального вала:
1 — подшипники; 2 — индикатор.
Для проверки технического состояния подшипников снимают фланец колеса, закрепляют на корпусе редуктора штатив измерительного устройства и упирают ножку индикатора во фланец. Перемещая фланец в осевом направлении до отказа, определяют показания индикатора. При показаниях индикатора более 0,5мм конические подшипники регулируют изменением суммарной толщины регулировочных колец (рис. 2.4.37), которые расположены между внутренними обоймами подшипников, путем подбора или обработки на токарном станке. Правильность подбора регулировочных колец без сборки редуктора можно проверить при помощи приспособления (рис. 2.4.38).
Рис. 2.4.37. Установка регулировочных колец:
1 — регулировочные кольца; 2 — крышка редуктора конечной передачи.
Рис. 2.4.38. Проверка правильности регулировки конических подшипников фланца колеса:
1 — индикатор; 2, 3 — болты; 4 — труба.
Трубу 4 приспособления упирают в торец внутренней обоймы подшипника и заворачиванием болтов 3 выбирают зазор в подшипниках. Установив индикатор 1, как показано на рисунке, заворачивают болты 2. При наличии зазора в подшипниках крышка редуктора вместе со штативом и индикатором переместится вверх на его величину.
Чтобы проверить правильность сборки или оценить техническое состояние зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной передачи, измеряют боковой зазор между зубьями. Он определяется по величине перемещения болта крепления диска колеса (рис. 2.4.39).
Рис. 2.4.39. Измерение бокового зазора между зубьями конических шестерен верхней и нижней конических пар редуктора конечной передачи:
1 — редуктор конечной передачи; 2 — болт крепления диска колеса; 3 — индикатор.
Поворачивая диск колеса (полуось должна быть зафиксирована), определяют суммарный зазор в шестернях конечной передачи. Если показания индикатора превышают 1,0мм, измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары. Снимают крышку редуктора (рис. 2.4.40), фиксируют вертикальный вал и повторяют измерения.
Рис. 2.4.40. Снятие крышки верхней конической пары редуктора конечной передачи:
1 — крышка; 2 — болт.
Разность первого и второго измерений соответствует зазору в зубьях верхней конической пары шестерен. Допустимая величина показаний индикатора при измерении зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен, определяющая возможность дальнейшей эксплуатации редуктора без регулировки, — 1,0мм. Чтобы уменьшить зазор между зубьями нижней конической пары, через технологические отверстия отворачивают болты крепления стакана подшипников фланца колеса и двумя монтажными болтами спрессовывают стакан до освобождения двух пакетов прокладок. Часть прокладок убирают (рис. 2.4.41). При этом толщина оставшихся пакетов должна быть одинаковой.
Рис. 2.4.41. Регулировка зазора нижней конической пары редуктора конечной передачи:
1 — регулировочные прокладки; 2 — фланец колеса.
Боковой зазор в нижней конической паре может увеличиваться из-за износа или разрушения подшипников ведущей шестерни. Для проверки состояния подшипников снимают нижнюю крышку и рукой перемещают ведущую шестерню в осевом и радиальном направлениях.
Чтобы отрегулировать зазор в зубьях шестерен верхней конической пары, выворачивают болты крепления редуктора и фланца трубы, а затем монтажными болтами выпрессовывают трубу вертикального вала из корпуса конической пары (рис. 2.4.42).
Рис. 2.4.42. Регулировка зазора верхней конической пары редуктора конечной передачи:
1 — корпус полуоси; 2 — труба шкворня; 3 — регулировочные прокладки.
Убирая часть прокладок, уменьшают зазор в зацеплении.
Если изменением толщины пакета прокладок добиться ощутимого уменьшения зазора не удается, с помощью индикаторного приспособления измеряют осевые перемещения полуоси и вертикального вала — контролируют степень затяжки их конических подшипников. Допустимые осевые перемещения валов 0,5мм.
Осевой зазор может быть вызван самоотворачиванием круглых гаек подшипников. Зазор регулируют затяжкой круглых гаек до отказа и последующим отворачиванием их на 10 — 15°. Подшипники валов затянуты правильно, если осевое перемещение валов находится в пределах 0,05 — 0,15мм. После регулировки валы должны проворачиваться в подшипниках от усилия руки.
Операции по разборке деталей верхней и нижней конических пар показаны на рис. 2.4.43 — 2.4.49.
Рис. 2.4.43. Выпрессовка клиньев полуоси:
1 — клии; 2 — бородок.
Рис. 2.4.44. Выпрессовка корпуса полуоси в сборе с полуосью:
1 — корпус полуоси; 2 — съемник.
Рис. 2.4.45. Выпрессовка полуоси:
1 — полуось; 2 — корпус полуоси; 3 — болт.
Рис. 2.4.46. Спрессовка подшипников с полуоси:
1 — полуось; 2 — съемник.
Рис. 2.4.47. Выпрессовка ведущей шестерни колесного редуктора:
1 — корпус редуктора конечной передачи; 2 — инерционный съемник.
Рис. 2.4.48. Спрессовка подшипников с ведущей шестерни колесного редуктора:
1 — подшипник; 2 — ведущая шестерня; 3 — съемник.
Рис. 2.4.49. Снятие крышки корпуса переднего ведущего моста:
1 — крышка; 2 — главная передача.