Дизель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.
Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленчатого вала.
Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).
Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
Рис. 2.1.7. Снятие масляного насоса:
1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос.
Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленчатого вала:
1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала.
Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал - подлежит снятию (рис. 2.1.9, 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.
Рис. 2.1.9. Снятие коленчатого вала.
Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленчатого вала:
1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры.
Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240
Обозначение размерной группы |
Величина размера, мм |
HI |
68,16—68,17 |
Н2 |
67,91—67,92 |
Д1 |
67,66—67,67 |
Р1 |
67,41—67,42 |
Д2 |
67,16—67,17 |
Р2 |
66,91—66,92 |
ДЗ |
66,66—66,67 |
РЗ |
66,41—66,42 |
На практике, кроме ремонтных размеров (PI, Р2, РЗ), чередуемых через 0,5мм и определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ).
Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.
Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку дизеля продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14): снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.
Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров.
Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров.
Рис. 2.1.13. Снятие вала коромысел в сборе и отсоединение трубопроводов.
Рис. 2.1.14. Снятие головки цилиндров.
Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).
Рис. 2.1.15. Измерение диаметра отверстия подшипника шатуна:
1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами.
Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.
В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике. При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.