ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
8.1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт подвески. Амортизатор. Ремонт амортизатора.
Рис. 80. Амортизатор подвески:
1 — резервуар; 2 — кожух; 3 —верхняя проушина; 4 -гайка резервуара; 5 — прокладка гайки резервуара; 6 — обойма верхнего сальника штока: 7 — верхний сальник штока; 8 — шайба; 9 — шайба резинового кольца резервуара; 10 — резиновое кольцо резервуара; 11 - войлочное кольцо; 12 — цилиндр; 1З — обойма сальника; 14 — сальник штока; 15 — шток; 16 - конусная шайба поджатия сальника штока; 17 - пружина сальника штока; 18 - резиновое кольцо резервуара; 19 - резиновое кольцо штока; 20 - направляющая втулка штока; 21 - гайка клапана сжатия; 22 - ограничительная тарелка; 23 - пружина перепускного клапана; 24 - диск перепускного клапана; 25 - поршневое кольцо; 26 - стержень клапана сжатия; 27 - поршень; 28 - пружина клапана сжатия; 29 - корпус клапана сжатия; 30 - втулка клапана отдачи; 31 - тарелка клапана отдачи; 32 - пружина клапана; 33 - гайка штока
РЕМОНТ АМОРТИЗАТОРА
Перед разборкой амортизатора проверить его эффективность, т. е. его способность гасить колебания кузова. Амортизатор проверяют на стенде прокачиванием амортизатора на ход 100 мм с частотой 100 циклов в минуту.
При отсутствии стенда зажать нижнюю проушину амортизатора в тиски вертикально и прокачать за верхнюю проушину вверх вниз.
Исправный амортизатор должен иметь ровный ход с сопротивлением в обоих направлениях. Если амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, очень трудно, его следует заменить или исправить. Эффективность амортизаторов можно проверить и на автомобиле. Исправные амортизаторы должны гасить колебания автомобиля после 1,5 — 2 качков,
При появлении течи из амортизатора подтянуть гайку 4 (рис. 80). При подтяжке одновременно увеличивается натяг резиновых сальников 7 и 14 штока, резиновых колец 10 и 18 резервуара. Подтягивать гайку можно и у амортизатора, установленного на автомобиле.
Гайку резервуара амортизатора следует подтягивать в следующем порядке:
- Закрепить амортизатор за нижнюю проушину в тисках и отвернуть кожух.
- Специальным ключом (рис. 81) со шпильками Ø8-0,2 мм подтянуть гайку (момент 6 — 7 кГм).
Если после этого течь не устраняется, амортизатор разобрать и осмотреть детали уплотнений.
Рис.81. Ключ для гайки резервуара амортизатора.
Разборка амортизатора для устранения течи.
- Зажать в тисках нижнюю проушину.
- Отвернуть и снять кожух 2 (ст. рис. 80).
- Выдвинуть шток 15 за верхнюю проушину вверх до отказа.
- Отвернуть гайку 4.
- Вынуть из амортизатора стальную шайбу 9, резиновое кольцо 10, обойму сальников 13 вместе с верхним сальником 7 в обойме 6, шайбой 8, войлочным кольцом 11 и резиновым сальником 14 штока. Вынуть резиновое кольцо 18.
- Вынуть шток с поршнем 27 вместе с направляющей втулкой 20 из цилиндра 12 и дать стечь маслу в цилиндр и резервуар.
- Освободить из тисков оставшуюся часть амортизатора и поставить её вертикально, чтобы не разлить масло, прикрыть резервуар чистым листом бумаги.
- Закрепить шток за проушину в тиски и отвернуть гайку 33 штока.
- Снять со штока поршень 27 с деталями клапанов.
- Снять направляющую 20 штока и вынуть из неё резиновое кольцо 19.
- Снять со штока все остальные детали для осмотра.
- Промыть детали бензином или керосином, просушить и разложить на новом месте.
Определение технического состояния деталей амортизатора
- Осмотреть сальник штока. Он имеет определенное расположение в амортизаторе: на его торцовой поверхности имеется надпись «Низ», которой он должен быть обращен к низу амортизатора (к поршню). Если установка сальника сделана наоборот, её необходимо исправить. Сальник с изношенными внутренними гребенками под шток надо заменить.
- Осмотреть обойму сальников. Внутренняя коническая поверхность обоймы, сопрягаемая с торцом сальника, должна быть чистой и гладкой, без заусецев.
- Осмотреть конусную шайбу 16 (см. рис. 80) сальника. Она должна свободно входить в обойму сальников, что обеспечивает прижатие резинового сальника к конической поверхности обоймы и тем самым предупреждает просачивание масла между указанными поверхностями.
- Осмотреть шток. Штоки с местным износом хромового покрытия до основного металла заменить.
- Проверить высоту пружины 17, поджимающей сальник. Высота пружины должна быть 22,5 мм в свободном состоянии и 16 мм под нагрузкой 20±2 кг.
- Замерить внутренний диаметр направляющей штока. Если эта поверхность изношена и сопрягается со штоком с зазором больше 0,12 мм, её надо заменить.
- Осмотреть состояние резиновых колец 10 и 18 уплотнения резервуара 1. Кольца, не имеющие круглого сечения, заменить.
После осмотра и замены изношенных деталей амортизатор собирают в следующем порядке.
- Закрепить шток 15 за проушину в тисках.
- Установить на шток гайку 4, прокладку 5 и обойму верхнего сальника.
- При помощи оправки (рис. 82) установить на шток верхний резиновый сальник 7 (см. рис. 80) конусной частью к проушине, стальную шайбу 8 и войлочное кольцо 11.
- Установить на наружную поверхность обоймы 18 сальников резиновое кольцо 10 в шайбу 9. Установить на шток подсобранную обойму сальников.
- При помощи той же оправки установить на шток резиновый сальник 14 так, чтобы имеющаяся на нём надпись «Низ» была обращена к резьбовому концу штока. Перед установкой внутренние поверхности резиновых сальников 7, 14 и войлочного 11 промазать смазкой ЦИАТИМ-201 для предупреждения скрипа и уменьшения износа.
- Установить на шток конусную шайбу 16 сальника и пружину 17.
- Подсобрать направляющую штока с резиновыми кольцами внутри 19 и снаружи 18 и установить на шток.
- Установить на хвостовике штока тарелку 22, подсобранную с пружиной 23 так, чтобы больший диаметр пружины был обращён к резиновому концу штока.
- Установить на тарелку диск 24 клапана.
- Установить на хвостовике штока поршень 27, подсобранный с поршневыми кольцами 25, втулку 30 штока, тарелку 31, пружину 32, шайбу (если такая была) и затянуть гайкой 33.
- Проверить отсутствие защемления диска 24 клапана торцами ограничительной тарелки и поршня. Диск должен вращаться на тарелке.
- Залить в амортизатор 410 см3 масла АМГ-10 (ГОСТ 6794 — 53), для этого закрепить резервуар 1 за проушину в тиски и вставить в него цилиндр 12 с клапаном сжатия в сборе. Придерживая цилиндр на весу, залить в него масло, не доливая З5 — 40 мм до верхнего края. Остаток масла вылить в резервуар.
- Взять подсобранный шток и вставить поршень в цилиндр. Для захода поршневых колец на торце цилиндра имеется фаска. Для облегчения захода колец в цилиндр слегка покачивать шток. Опустить цилиндр вместе с введенным в него поршнем в резервуар.
- Ввести в резервуар и цилиндр направляющую втулку штока.
- Вставить между резервуаром и буртом направляющей втулки штока резиновое кольцо 18, установив его в посадочном гнезде.
- Подсобрать на штоке обойму с резиновыми и войлочным сальниками и верхнюю обойму с верхним резиновым сальником.
- Вставить в резервуар подсобранные обоймы.
- Вставить между обоймой в резервуаром резиновое кольцо 10 и прижать его вниз до отказа, поставить на кольцо шайбу 9 и затянуть гайкой 4 (момент 6 — 7 кГм).
- Прокачать амортизатор несколько раз для заполнения жидкостью всех полостей, после чего проверить плавность и бесшумность ходов и работоспособность сравнением с эталонным.
- Протереть насухо амортизатор и положить горизонтально на 12ч для проверки отсутствия течи жидкости.
- Навернуть на амортизатор кожух .
РАЗБОРКА АМОРТИЗАТОРА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Если амортизатор после предварительной прокачки от руки не оказывает сопротивления, то его нужно исправить. Для этого амортизатор разобрать, осмотреть и заменить неисправные детали или очистить от засорения клапанные устройства. Порядок разборки и сборки амортизатора тот же, что и при устранении течи. Дополнительно к этому необходимо разобрать для осмотра и замены неисправных деталей клапан сжатия в такой последовательности,
- Медным или алюминиевым стержнем диаметром 35 — 38 мм выколотить из цилиндра корпус 29 (см. рис. 80) клапана сжатия в сборе.
- Закрепить в тиски корпус клапана сжатия в сборе, отвернуть гайку 21 и снять последовательно детали клапанов. Собирают клапан сжатия в порядке, обратном разборке. При этом необходимо:
- предварительно подсобрать тарелку 22 с конусной пружиной 23 таким же образом, как это было проделано с одноименными деталями при сборке штока;
- проверить перемещение стержня 26 клапана сжатия в гайке 21 нажатием на него со стороны отверстия в гайке. Стержень прижат к гнезду пружиной 28 с усилием 6 кг, поэтому для его перемещения приложить усилие, превышающее указанное сопротивление пружины.
Дополнительными причинами неисправности амортизатора, кроме указанных выше, могут быть:
неплоскостность тарелок 24 перепускных клапанов, которая должна быть не более 0,05 мм. Исправная тарелка должна свободно проходить сквозь щель, равную толщине тарелки, плюс 0,05 мм;
попадание конца конусной пружины под тарелку;
частичная потеря эффективности в конце хода сжатия или отдачи в результате нехватки жидкости до требуемого объёма из-за подтекания или её частичного испарения после длительной эксплуатации.
Амортизатор с частичной потерей эффективности залить до нормы (410 см3) с переливом или недоливом не более 10 см3. Старую жидкость при этом слить.
Рис. 82. Оправка для монтажа сальников штока амортизатора.
Похожие статьи:
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Силовой агрегат, подвеска, техническое обслуживание, ремонт
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2.1. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Техническое обслуживание и ремонт
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Устройство
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 5.2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Шасси. Техническое обслуживание и ремонт подвески
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 5.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Шасси. Подвеска