ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
8.2.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт передней оси и рулевых тяг
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПЕРЕДНЕЙ ОСИ
Переднюю ось с автомобиля ГАЗ-53А снимают в такой последовательности.
- Ослабить гайки крепления колёс. Приподнять переднюю часть автомобиля до отрыва колёс от поверхности в установить козлы под переднюю часть рамы.
- Снять передние колёса.
- Отвернуть пробку одного из концов продольной рулевой тяги и отсоединить тягу от шарового пальца.
- Отсоединить нижние концы амортизаторов от балки передней оси.
- Подвести под балку домкрат, отвернуть гайки стремянок рессор и снять переднюю ось с автомобиля.
Установить переднюю ось на автомобиль в последовательности, обратной снятию.
После установки передней оси необходимо:
- отрегулировать затяжку шарового пальца того конца продольной рулевой тяги, который перед снятием оси разъединялся;
- отрегулировать угол схождения колёс;
- смазать все точки, нуждающиеся в смазке.
ЗАМЕНА ШКВОРНЯ ПОВОРОТНОЙ ЦАПФЫ И ВТУЛОК ШКВОРНЯ
Шкворень и втулка нуждаются в замене в том случае, если их суммарный износ достиг величины 0,6мм. Это можно определить до разборки передней оси следующим образом: приподняв колёса автомобиля над полом, покачать колесо, следя за перемещением тормозного щита.
Если перемещение верхнего наружного края тормозного диска больше 1,6 мм, повернуть шкворень на угол 90° либо заменить шкворень и втулки.
Шкворень и втулки можно заменить, не снимая переднюю ось с автомобиля в такой последовательности.
- Снять колеса и ступицы в сборе с барабанами и подшипниками.
- Снять тормозные диски и подвесить их на продольные балки рамы.
- Отсоединить рычаги рулевого управления от поворотных цапф.
- Снять верхние крышки в прокладки шкворней.
- Отвернуть гайки, снять шайбы и выколотить стопорные штифты шкворней.
- Снять поворотную цапфу и упорный подшипник шкворня.
- Зажать поворотную цапфу в тисках и при помощи выколотки-оправки выбить обе втулки шкворня.
- Зачистить отверстия под шкворень в поворотной цапфе и убедиться, что отверстия для смазки не забиты.
- При помощи оправки установить новые втулки так, чтобы отверстия во втулках совпали с отверстиями в бобышках цапфы и чтобы открытые концы смазочных канавок втулок были обращены вверх.
- Развернуть одновременно обе новые втулки при помощи развертки до диаметра 30+0,05+0,02 мм.
- Тщательно очистить втулки от металлической стружки после развёртывания и нанести на каждую втулку тонкий слой смазки.
Рис.85. Выколотка-оправка
- При помощи выколотки (рис. 85) со сменными головками выбить шкворень из поворотной цапфы вниз.
- Установить поворотную цапфу на балку передней оси.
- В верхнюю бобышку цапфы вставить новый шкворень с учётом положения лыски под стопорный штифт, установить подшипник шкворня и продвинуть шкворень до совпадения лыски под стопорный штифт с отверстием в балке. Перед установкой поверхность шкворня смазать тонким слоем смазки. Затем выполнить все последующие операции сборки в последовательности, обратной разборке.
- Следует иметь в виду, что нижнее отверстие под шкворень в нижней бобышке поворотной цапфы закрывают заглушкой. Заглушку после её установки закернить в четырех точках.
- После сборки смазать шкворень поворотной цапфы через пресс-масленки и проверить угол схождения колес.
ЗАМЕНА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ШКВОРНЯ
Упорный подшипник нуждается в замене в том случае, если износ его (по высоте) достиг более 1 мм. Это можно определить до разборки передней оси следующим образом. Приподняв колёса автомобиля над полом, взяться за шину руками спереди и сзади и покачивать колесо вдоль оси цапфы. Если качка заметная, замерить щупом зазор между упорным подшипником и бобышкой балки (при вывешенных колёсах). При зазоре более 1 мм заменить подшипник, при меньшем зазоре установить стальную прокладку соответствующей толщины. Прокладку установить между верхней бобышкой цапфы и бобышкой балки.
Чтобы заменить упорный подшипник шкворня и установить регулировочную прокладку, необходимо вначале выполнить операции в последовательности, указанной для смены шкворня, а после того, как шкворень будет выбит из зоны упорного подшипника, вынуть изношенный подшипник вместе со штампованным защитным колпаком. Как правило, изнашивается средняя металло-керамическая шайба упорного подшипника.
Уменьшение глубины смазочных канавок до 0,5 мм на рабочих поверхностях свидетельствует о предельном износе металлокерамической шайбы.
Поставив на место новый подшипник вместе со штампованным колпаком, проделать следующее:
- приподнять поворотную цапфу так, чтобы плотно зажать подшипник между бобышками цапфы и балки;
- при помощи щупа замерить величину зазора между верхней бобышкой поворотной цапфы и бобышкой балки.
Если величина зазора превышает 0,15 мм, то нужно уменьшить его, поставив в этом месте металлическую прокладку. Далее собрать переднюю ось в последовательности, обратной разборке.
ЗАМЕНА ВТУЛКИ САЛЬНИКА СТУПИЦЫ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА
Для замены изношенной втулки сальника ступицы поворотной цапфы снять цапфу. После того как поворотная цапфа будет снята и выявлено, что износ втулки под сальником более 0,8 мм, проделать следующее.
- Разрубить зубилом втулку сальника в двух диаметрально противоположных местах.
- Снять втулку.
- Напрессовать до упора новую втулку сальника.
ЗАМЕНА ШАРОВОГО ПАЛЬЦА И СУХАРЕЙ ПРОДОЛЬНОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГИ
Шаровой палец и сухари продольной тяги можно заменить, не снимая тяги с автомобиля в такой последовательности.
- Расшплинтовать и отвернуть пробку с торца продольной тяги.
- Снять резиновый уплотнитель, охватывающий тягу.
- Снять тягу с шаровой головки пальца.
- Вынуть из тяги сухари шарового пальца.
Если после разборки шарнира будет обнаружен ступенчатый износ или износ сферы пальца более 0,417 мм, палец заменить новым, для чего:
- расшплинтовать в отвернуть гайку шарового пальца;
- выпрессовать палец из конического отверстия сошки или рычага при помощи съёмника в зависимости от того, какой шарнир разбирают. Выпрессовать палец можно также ударом молотка по головке рычага или сошки, в которой находится палец.
Собирают шарнир продольной тяги с новыми деталями в последовательности, обратной разборке.
После сборки отрегулировать затяжку шаровых пальцев и смазать их через пресс-масленки.
РАЗБОРКА И СБОРКА ШАРНИРА ПОПЕРЕЧНОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГИ
Для разборки шарнира поперечной рулевой тяги снять шарнир с автомобиля в следующем порядке:
- Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления пальца шарнира к рычагу рулевой трапеции.
- Выпрессовать палец из конического отверстия рычага при помощи съёмника.
- Ослабить болты клеммового соединения наконечника тяги.
- Свернуть наконечник с резьбового конца тяги.
- Снять с пальца резиновую муфту со штампованным колпачком.
- Зажать наконечник в тисках таким образом, чтобы стопорное кольцо заглушки наконечника было обращено вверх.
- Нажав с возможным усилием выколоткой или отвёрткой на заглушку, при помощи пассатижей вынуть пружинное стопорное кольцо. Осторожно сняв нагрузку с выколотки или отвёртки, вынуть заглушку, пружину, опорную пяту и палец с сухарём в сборе.
Как правило, в шарнире поперечной рулевой тяги изнашивается сферическая поверхность наконечника шарнира или сферическая поверхность пальца, Детали шарнира нуждаются в замене в том случае, если износ деталей таков, что пружина шарнира не создает усилия на палец, т. е. не поджимает его полусферу к полусфере наконечника. Ни в коем случае не допускается установка каких-либо прокладок под заглушку шарнира с целью устранения зазора в шарнире. Шарнир поперечной тяги нерегулируемый, и его работоспособность кончается с появлением люфта, свидетельствующем о необходимости замены изношенных деталей. Собирают и устанавливают шарнир на автомобиль в порядке, обратном снятию и разборке.
При этом рекомендуется собирать шарнир, т .е. монтировать стопорное кольцо на прессе, при помощи которого заглушку утопить внутрь шарнира, после чего легко и свободно вставить в гнездо стопорное кольцо.
После сборки шарниров и установки поперечной тяги на автомобиль проверить и при необходимости отрегулировать угол схождения колёс и смазать шарниры.
Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей передней оси и рулевых тяг автомобиля ГАЗ-53А даны в табл. 15.
Номинальные и допустимые без ремонта размеры в основных сопряженных деталях передней оси и рулевых тяг автомобиля ГАЗ-53А
Наименование размера |
Размер, мм |
номин. |
допуст. |
Диаметр шейки поворотной цапфы под наружный подшипник ступицы |
30-0,010-0,037 |
29,94 |
Диаметр шейки поворотной цапфы под внутренний подшипник ступицы |
45-0,025-0,050 |
44,93 |
Наружный диаметр шкворня поворотной цапфы |
30-0,021 |
29,779 |
Диаметр отверстия втулки шкворня |
30+0,05+0,02 |
30,305 |
Отверстие под шкворень в балке передней оси |
30+0,020-0,013 |
30,2 |
Угол наклона оси отверстия под шкворень в балке передней оси |
8°±15´ |
9° |
Угол наклона оси отверстия под шкворень в поворотной цапфе |
9°±8´ |
8° |
Диаметр сферы пальца продольной рулевой тяги |
28-0,084 |
27,5 |
Диаметр полусферы пальца поперечной рулевой тяги |
30-0,084 |
29,716 |
Диаметр упорного подшипника шкворня |
16,54-16,96 |
15,5 |
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 8.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Передняя ось и рулевые тяги автомобиля ГАЗ-53А
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 8.2.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Техническое обслуживание передней оси и рулевых тяг
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя