ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
 
10.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт ножного тормоза. Главный тормозной цилиндр
 
 
рис. 101. Конструкция переднего тормоза автомобиля ГАЗ-66:
  1— картер; 2 — прокладка; 3 — крышка; 4 — прокладка; 5 — пробка; 6 — наконечник; 7 — резервуар; 8 — наружная манжета; 9 — упорная крышка; 10 — резиновый колпак; 11 — толкатель; 12 — цилиндр; 13 — эксцентриковая ось; 14 — поршень; 15 — пружинный клапан; 16 - внутренняя манжета; 17 - пружина поршня; 18 - пружина клапана; 19 - впускной клапан; 20 - выпускной клапан; 21 - педаль; 22 - оттяжная пружина педали; 23 - компенсационное отверстие; 24 - перепускное отверстие.
 
В табл. 24 приведены размеры основных деталей ножного тормоза.
    Номинальные и допустимые без ремонта размеры в основных сопряженных деталях ножных тормозов                                 табл.24
    
        
            | Наименование размера | 
            Размер, мм | 
        
        
            | номинальный | 
            допустимый без ремонта | 
        
        
            | Наружный диаметр наружной манжеты поршня главного цилиндра | 
            33+0,5-0,1 | 
            32,85 | 
        
        
            | Диаметр поршня главного цилиндра под манжету | 
            23,5-0,28-0,42 | 
            23,03 | 
        
        
            | Внутренний диаметр наружной манжеты поршня главного цилиндра | 
            22,5-0,25 | 
            22,6 | 
        
        
            | Отверстие под эксцентрик в колодке тормозов | 
            28+0,045 | 
            28,15 | 
        
        
            | Эксцентрик опорного пальца колодки тормоза - наружный диаметр | 
            28-0,06-0,13 | 
            27,77 | 
        
        
            | Отверстие под опорный палец в тормозном диске | 
            16+0,1 | 
            16,20 | 
        
        
            | Диаметр опорной шейки опорного пальца колодок тормозов | 
            16-0,12 | 
            15,83 | 
        
        
            | Диаметр поршня цилиндра усилителя под манжету | 
            12-0,12 | 
            11,83 | 
        
        
            | Внутренний диаметр манжеты поршня цилиндра | 
            10+0,24 | 
            10,5 | 
        
        
            | Диаметр корпуса уплотнителей и гайки корпуса уплотнителей цилиндра по манжету | 
            25+0,14 | 
            25,18 | 
        
        
            | Наружный диаметр манжеты цилиндра | 
            26±0,15 | 
            26,15 | 
        
        
            | Внутренний диаметр манжеты цилиндра | 
            8,5-0,2 | 
            8,70 | 
        
        
            | Диаметр толкателя поршня цилиндра | 
            10-0,023-0,045 | 
              | 
        
        
            | Диаметр цилиндра по корпусу уплотнителей | 
            20+0,045 | 
            29,08 | 
        
        
            | Диаметр корпуса уплотнителей цилиндра под кольцо | 
            23,08-0,084 | 
            23,65 | 
        
        
            | Диаметр сечения уплотнительного кольца цилиндра | 
            3,5-0,2 | 
            3,15 | 
        
        
            | Внутренний диаметр манжеты поршня клапана управления | 
            4.5-0,25 | 
            4,60 | 
        
        
            | Диаметр поршня клапана управления под манжету | 
            5-0,08 | 
            4,88 | 
        
    
 
СНЯТИЕ ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА
 
Снятие главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А необходимо производить в следующей последовательности:
    - Остановить двигатель и освободить усилитель от разряжения, нажав на тормозную педаль несколько раз.
 
    - Отсоединить трубопровод от муфты главного цилиндра.
 
    - Вытеснить из главного цилиндра тормозную жидкость в сосуд, нажимая  на педаль несколько раз.
 
    - Снять резиновый колпак со стяжным кольцом с конца главного цилиндра.
 
    - Снять возвратную пружину педали тормоза, вынуть палец, толкатель с тягой и снять защитный колпак со стяжным кольцом.
 
    - Снять главный цилиндр с кронштейна педалей. При отвертывании болтов рекомендуется пользоваться ключом, показанным на рис.102
 
 
Снятие главного цилиндра тормоза и сцепления автомобиля ГАЗ-66 необходимо выполнять в следующей последовательности:
    - Освободить усилитель от разряжения.
 
    - Отсоединить трубопроводы от муфт главного цилиндра.
 
    - Вытеснить из главного цилиндра жидкость в сосуд.
 
    - Снять кронштейн главного цилиндра с педалями в сборе.
 
    - Снять резиновый колпак со стяжными кольцами с упорной крышки поршней.
 
    - Отвернуть гайки эксцентриковых осей, вынуть эксцентриковые оси, вынуть толкатели поршней со втулками (под эксцентриковые оси) и защитными резиновыми колпаками из цилиндров.
 
    - Снять цилиндр с кронштейна педалей.
 
 
 
рис. 102. Снятие главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А 
 
 
 
РАЗБОРКА ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА
 
Разборку главного тормозного цилиндра необходимо выполнить в следующей последовательности.
    - Очистить наружную поверхность цилиндра. Вывернуть пробку наливного отверстия с прокладкой. Вылить тормозную жидкость, оставшуюся в цилиндре и резервуаре.
 
    - Снять муфты с медными прокладками.
 
    - Вынуть из цилиндра стопорное кольцо, упорную шайбу (или снять упорную крышку с прокладкой для ГА3-66), поршень, манжету, пружину с держателем и клапаном. Для съёма деталей можно пустить сжатый воздух в цилиндр через выходное отверстие конца цилиндра.
 
    - Снять крышку главного цилиндра с прокладкой.
 
 
 
РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
 
Промыть все детали главного цилиндра в чистом спирте и протереть чистой салфеткой. Проверить износ деталей и их состояние. Данные предельно допустимых размеров деталей главного цилиндра указаны в табл. 21.
    Номинальные* и ремонтные размеры деталей главного цилиндра,мм                              Табл.21    
    
        
            | Размер | 
            Диаметр цилиндра | 
            Диаметр поршня | 
            Диаметр рабочих кромок манжет | 
        
        
            | Номинальный | 
            32,00+0,027 (32,08) | 
            32,00-0,025-0,050 (31,85) | 
            33,00±0,2 (32,75) | 
        
        
            | 1-й ремонтный | 
            32,25+0,027 | 
            32,25-0,025-0,050 | 
            33,50±0,2 | 
        
        
            | 2-й ремонтный | 
            32,50+0,027 | 
            32,50-0,025-0,050 | 
            - | 
        
        
            | 3-й ремонтный | 
            32,75+0,027 | 
            32,75-0,025-0,050 | 
            34,00±0,2 | 
        
        
            | 4-й ремонтный | 
            33,00+0,027 | 
            33,00-0,025-0,050 | 
            - | 
        
        
            | * В скобках указаны размеры, допустимые без ремонта. | 
        
    
 
Картер главного цилиндра. Проверить, нет ли задиров и коррозии на рабочей поверхности цилиндра. Очистить перепускное и выпускное отверстия картера деревянной палочкой, а компенсационное отверстие мягкой затупленной проволокой Ø0,6 мм.
Если на поверхности цилиндра имеются признаки задиров, коррозии и износа, его хонингуют до диаметра, не более 32,152 мм.
В этом случае устанавливают новые манжеты.
Если после ремонта появится течь, то цилиндр расточить, а затем хонинговать под один из ремонтных размеров. При этом устанавливают соответствующие размеры поршеней и манжет.
Поршень главного цилиндра. Проверить, нет ли задиров, коррозии, износа, не засорились ли перепускные отверстия. Если пружинный клапан, приклёпанный к переднему концу поршня, ненадежно сидит или сместился таким образом, что отверстия поршня открыты, установить клапан на место и дополнительной раскерновкой закрепить его.
Клапан. Очистить клапан перед мойкой затупленным инструментом и погрузить в спирт для промывки. При любых повреждениях или набухании обязательна замена.
Наливную пробку цилиндра тщательно очистить от грязи и прочистить вентиляционное отверстие.
Манжеты поршня главного цилиндра должны быть эластичными, а рабочие кромки — острыми и без изъянов.
 
 
СБОРКА, УСТАНОВКА НА АВТОМОБИЛЬ И ИСПЫТАНИЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
 
Перед сборкой все детали главного цилиндра промыть в чистом спирте и обдуть сжатым воздухом. Манжеты и зеркало цилиндра смазать касторовым маслом (ГОСТ 6757 — 63) или тормозной жидкостью БСК. Температура касторового масла должна быть не ниже 15°С.
Собирают главный цилиндр в порядке, обратном разборке.
После того как в цилиндр будут установлены пружина с клапаном и держателем в сборе, внутренняя манжета и поршень, проверить, хорошо ли возвращается поршень под действием пружины.
Установив в цилиндр шайбу и стопорное кольцо, проверить мягкой проволокой Ø 0,6 мм с затупленным концом, не перекрыто ли компенсационное отверстие манжеты.
После установки цилиндра на кронштейн педалей установить толкатель с колпаком в сборе в поршень цилиндра, не надевая колпак на корпус.
Испытать главный цилиндр. Для этого необходимо:
    - установит в выходное отверстие гидравлический манометр;
 
    - наполнить резервуар цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня. Во время испытания и после него при необходимости доливать жидкость;
 
    - завернуть наливную пробку с прокладкой;
 
    - прокачать цилиндр нажатием на педаль тормоза 2-3 раза, обтереть цилиндр;
 
    - проверить цилиндр на герметичность под давлением 90 кГ/см2. Давление создавать нажатием на педаль с постоянным усилием. В течении 1,5 мин не должно быть подтекания жидкости, падения давления и перемещения педалей;
 
    - проверить на герметичность клапан цилиндра, для этого нажать на педаль и отпустить её. Заметить показания манометра. Клапан должен поддерживать в системе избыточное давление 0,8 кГ/см2 в течении одного часа;
 
    - отсоединить манометр от цилиндра и на его место подсоединить при помощи болта муфту с двумя новыми медными прокладками;
 
    - присоединить трубопровод к муфте;
 
    - вывернуть наливную пробку и залить тормозную жидкость до нормального уровня, завернуть пробку с прокладкой;
 
    - надеть резиновый колпак на картер цилиндра и закрепить его стяжным кольцом;
 
    - прокачать тормозную систему.
 
При сборке главного цилиндра ГАЗ-66 учесть, что в полость главного цилиндра привода сцепления клапан избыточного давления не устанавливают, а поршни упираются в крышку.
 
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Неисправности гидроусилителя рулевого управления и тормозной системы.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.1.4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Управление тормозными системами.
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 6.1.1. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Устройство. Пневматический тормозной привод
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 6.1. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Устройство. Тормозные механизмы
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 10.1.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Техническое обслуживание ножных тормозов