ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
10.2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Гидровакуумный усилитель тормозов и клапан управления
СНЯТИЕ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ
Гидровакуумный усилитель тормозов следует снимать в таком порядке:
- Удалить разряжение из системы усилителя;
- Отсоединить от усилителя две гидравлические трубки, резиновые шланги вакуумного и воздушного трубопроводов;
- Слить в сосуд тормозную жидкость из усилителя;
- Снять усилитель в сборе с кронштейнами;
- Снять муфты с болтами и медными прокладками трубопроводов.
РАЗБОРКА ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ
Гидровакуумный усилитель (рис.103) необходимо разбирать в следующей последовательности:
- Очистить наружную поверхность усилителя от грязи.
- Установить усилитель в тиски. Между губками тисков установить медные прокладки. Отсоединить резиновый шланг от задней половины корпуса камеры усилителя, а затем отвернуть его вместе со штуцером от корпуса клапана управления.
- Сделать метки на корпусах камеры усилителя для обеспечения последующей правильной их сборки.
- Сделать метки на гидравлическом цилиндре и корпусе камеры,прилегающей к ней.
- Снять два хомута с корпуса усилителя.
- Удерживая рукой диафрагму 4 (см.рис.103), отвернуть гайку толкателя. Снять последовательно пружинную шайбу гайки, малую тарелку 3 диафрагмы, диафрагму, распорную втулку 5, большую тарелку 6 диафрагмы, пружину 9. Осторожно снять резиновое кольцо вместе сшайбой толкателя.
- Снять переднюю половину корпуса, картонную прокладку и уплотнительное резиновое кольцо.
- Отвернуть торцовую пробку 26 и снять медную прокладку 25.
- Отвернуть гайку 12 корпуса уплотнителей цилиндра. Вынуть манжету 13 из гайки корпуса уплотнителей.
- Вынуть поршень 20 с толкателем 18 из цилиндра. Расшплинтовать поршень, снять колпак 24 манжеты, вынуть из поршня пружину 23, шариковый клапан 22 снять манжету с поршня.
- Выпрессовать из поршня штифт, вынуть толкатель поршня и пластинчатый толкатель 19 шарикового клапана.
- Легким нажимом вынуть из цилиндра упорную шайбу 16 поршня и корпус 15 уплотнителей с резиновым кольцом 14 и манжетой 13. Снять резиновое кольцо с корпуса уплотнителей и вынуть манжету.
- Вывернуть перепускные клапана 27 из цилиндра усилителя.
- Снять крышку 41 корпуса 38 клапана 31 управления с прокладкой 40.
- Снять корпус клапана управления и вынуть из цилиндра клапана управления.
- Вынуть пружину из корпуса клапана.
- Вынуть клапаны и их пружину.
- При помощи отвёртки снять плоскую фигурную шайбу 34 с клапанами управления, шайбу 33 диафрагмы и диафрагму 32.
- Снять уплотнительную манжету 29 с нижнего конца поршня 30 клапана управления.
- В случае плохого состояния уплотнительной манжеты верхнего конца поршня клапана выпрессовать его.
- Снять манжету поршня.
рис. 103. Гидровакуумный усилитель в разобранном виде:
1— задний корпус; 2 — хомут; 3 — малая тарелка; 4 и 32 — диафрагмы; 5 — распорная втулка; 6 — большая тарелка; 7 и 11 — уплотнительные кольца; 8 и 16 — упорные шайбы; 9, 23, 35, 37 — пружины; 10 — передний корпус; 11 — толкатель; 12 — гайка корпуса уплотнителей; 13, 21, 29 — уплотнительные манжеты; 14 — уплотнительное кольцо корпуса; 15 — корпус уплотнителей; 16 - толкатель поршня; 17 - корпус цилиндра усилителя; 18 - толкатель поршня; 19 - толкатель клапана поршня; 20, 30 - поршни; 22 - клапан; 24 - колпачок манжеты поршня; 25 - уплотнительная прокладка; 26 - пробка; 27 - перепускной клапан; 28 - колпачок перепускного клапана; 31 - клапан управления; 33 - шайба; 34 - пластинчатая шайба; 36 - вакуумный клапан; 38 - корпус клапана управления; 39 - воздушный клапан; 40 - прокладка; 41 - крышка корпуса клапана; 42 - шланг; 43 - штуцер.
ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ
Промыть все металлические части в керосине, за исключением резиновых деталей и деталей цилиндра усилителя. Данные детали промыть в чистом спирте или в тормозной жидкости.
Не допускать, чтобы масло попадало на резиновые детали. Заменить все изношенные или поврежденные детали. Рабочие поверхности цилиндра гидровакуумного усилителя должны быть без царапин, задиров и коррозии.
В случае обнаружения указанных недостатков следует хонинговать его до диаметра не более 22,125 мм для рабочей поверхности поршня усилителя и не более 12,58 мм для рабочей поверхности поршня клапана управления. В этом случае следует поставить новые манжеты.
Если после хонингования дефект на зеркале цилиндра не устранился, то цилиндр расточить и хонинговать под один из ремонтных размеров. В этом случае должны быть установлены поршни и манжеты ремонтного размера.
Проверить резьбу в отверстиях цилиндра и чистоту кромок под клапаны прокачки. В резьбе не должно быть сорванных витков, а кромки в перепускных отверстиях должны быть чёткими и ровными по всей окружности.
Поршень цилиндра гидровакуумного усилителя не должен иметь коррозии и задиров. При одностороннем износе, наличии задиров, коррозии или неплотном прилегании шарика (клапана) поршень заменить.
Толкатель поршня должен иметь гладкую поверхность без задиров и ржавчины. При обнаружении указанных недостатков толкатель заменить.
Диафрагму камеры усилителя и клапана управления в случае обнаружения разрыва, трещины смятия уплотняющих кольцевых кромок и других повреждений заменить.
Пружина камеры усилителя должна сжиматься до высоты 120 мм под нагрузкой 9—12 кГ.
Манжеты поршня цилиндра и поршня клапана управления должны быть эластичными, с острыми уплотняющими кромками.
Уплотнительные резиновые кольца не должны иметь деформации, трещин, разрывов.
Клапан поршня (шарик) диаметром 6,35±0,025 мм не должен иметь граненности и налета на поверхности и должен плотно сидеть в гнезде поршня усилителя.
Поршень клапана управления не должен иметь задиров, коррозии и должен надежно удерживаться в клапане управления. При обнаружении указанных недостатков поршень заменить.
Клапан управления должен обеспечивать надежную запрессовку в него поршня и надежно удерживание пружинной шайбы диафрагмы. В случае отсутствия этого или наличия забоин на поверхности седла клапан заменить.
Пружина клапана управления должна усилием 2,5±0,5 кГ сжиматься до высоты 17 мм.
Корпус клапана управления должен иметь ровную кольцевую канавку для надежного уплотнения диафрагмы клапана и седло под воздушный клапан без забоев.
Клапан атмосферный и клапана вакуумный должны иметь гладкую резиновую поверхность без царапин и шероховатости для герметичного прилегания клапанов к седлам.
Пружина атмосферного клапана под нагрузкой 0,3±0,05 кГ должна сжиматься до высоты 20 мм.
Пружинная шайба диафрагмы клапана управления должна быть плоской, с острыми кромками по периметру уступов внутреннего диаметра. Допускается неплоскостность шайбы 0,2мм под нагрузкой 1кГ.
Номинальные* и ремонтные размеры деталей цилиндров гидровакуумного усилителя и клапана управления, мм Табл23
Цилиндр |
Размер |
Диаметр |
цилиндра |
поршня |
рабочей кромки манжеты |
Усилитель |
Номинальный |
22+0,023 (22,08) |
22-0,02-0,04 (21,86) |
23,2+0,20-0,12 (23,00) |
1-й ремонтный |
22,25+0,023 |
22,25-0,02-0,04 |
23,7+0,20-0,12 |
2-й ремонтный |
22,50+0,023 |
22,50-0,02-0,04 |
3-й ремонтный |
22,75+0,023 |
22,75-0,02-0,04 |
24,2+0,20-0,12 |
4-й ремонтный |
23,00+0,023 |
23.00-0,02-0,04 |
Клапана управления |
Номинальный |
12,5+0,019 (12,56) |
12,5-0,016-0,033 (12,43) |
13,2±0,12 (13.00) |
1-й ремонтный |
12,75+0,019 |
12,75-0,016-0,033 |
2-й ремонтный |
13,00+0,019 |
13,00-0,016-0,033 |
13,7±0,12 |
* В скобках указаны диаметры, допустимые без ремонта |
СБОРКА ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ
рис. 104. Запрессовка поршня в клапан управления
Перед сборкой детали промыть. Манжеты погрузить в теплое касторовое масло или в тормозную жидкость температурой не менее +15°С. Внутреннюю полость цилиндра смазать касторовым маслом или тормозной жидкостью.
Собирают гидровакуумный усилитель в порядке, обратном разборке. При сборке не продвигать поршень в цилиндр усилителя более 100мм от края цилиндра, чтобы не повредить манжету поршня. При сборке переднего корпуса камеры с цилиндром обеспечить совмещение отверстий в корпусе, прокладке и цилиндре.
Под гайки, болты которые используют для крепления усилителя, шайбы не ставят.
Сборка клапана управления показана на рис. 104 и 105.
рис. 105. Напрессовка пластинчатой шайбы на клапан управления:
1-деревянная подставка; 2-пуансон; 3-оправка; 4-клапан
УСТАНОВКА И ИСПЫТАНИЕ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ
Устанавливают усилитель в порядке, обратном его снятию.
Соединительные муфты присоединяют с новыми медными прокладками.
После установки усилителя прокачать тормозную систему.
После сборки и установки усилителя на автомобиль проверить (испытать) его действие.
Испытания должны определить:
- герметичность цилиндра усилителя, надёжность уплотнительных манжет толкателя поршня, манжет клапана управления и надёжность всех резьбовых соединений цилиндра гидровакуумного усилителя: Для этого нажать на педаль тормоза с максимальным усилием при отсутствии разряжения в системе и, удерживая педаль в течение 2-3 мин, убедиться в отсутствии течи жидкости из системы.
- проверить нет ли уменьшения уровня жидкости в резервуаре главного цилиндра; герметичность манжеты и клапана (шарика) поршня цилиндра усилителя: Для определения герметичности манжеты и клапана поршня нужно нажать на педаль тормоза с усилием 30-40кГ при отсутствии разрежения в системе. Затем пустить двигатель, при этом педаль приблизится несколько к полу кабины. Удерживая педаль с тем же усилием (30-40кГ) в течение 2-3мин и не останавливая двигатель, убедиться в отсутствии её перемещения;
- растормаживаемость всей тормозной системы: Для этого поднять одно из передних колёс автомобиля или задний мост и при работающем двигателе нажать на педаль, а затем отпустить её. Колесо должно свободно вращаться;
- герметичность вакуумной камеры, клапана управления усилителя и всей системы вакуумного трубопровода: Для этого пустить двигатель и, дав ему немного поработать, отключить его. По истечении 2—3мин нажать на педаль тормоза. При герметичности вакуумного трубопровода, запорного клапана, камеры усилителя и клапана управления должно слышаться шипение воздуха, поступающего в усилитель через воздушный фильтр, который расположен в кабине водителя.
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 9.2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт гидроусилителя. Ремонт клапана управления
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 10.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Тормоза. Ножной тормоз. Неисправности и способы их устранения
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя