"Надо ли промывать двигатель при замене масла?" — именно такой вопрос, в очередной раз, задают автолюбители при замене масла в двигателе. Ответ на этот вопрос постараемся дать в данной статье, где постараемся привести все аргументы «за» и «против» промывки двигателя при замене масла.
Что такое промывка двигателя и зачем она нужна?
Большинство автолюбителей эту фразу «промывка двигателя» ассоциируют с какой-то химией (флакончик "5-минутная промывка двигателя"), которая добавляется в старое масло перед сливом, после чего можно заливать новое. Или со специальным промывочным маслом, которое заливается в период между «старым» и «новым» маслом. Исходя из такого понимания вопроса, некоторые автолюбители используют эту нефтехимию периодически либо при каждой замене масла.
А теперь по факту:
1. В любом масле есть ряд присадок и, как минимум, одна из них отвечает за постоянную очистку внутренних деталей двигателя. Следовательно, заливая в свой мотор качественное масло – вы уже заботитесь о чистоте двигателя автомобиля. Если вы регулярно и вовремя заливаете в двигатель одно и то же качественное масло – никакие дополнительные процедуры по промывке двигателя не нужны!
2. Каждому двигателю нужно ни какое-нибудь, а конкретное масло, с конкретными характеристиками и индивидуальным химическим составом. Разработчики и конструкторы двигателя вашего автомобиля рассчитывали, что сальники, прокладки и прочие детали будут контактировать и эксплуатироваться с маслом конкретных характеристик. Следовательно, только при соблюдении этих условии мотор будет жить долго и работать нормально. Например, вы заливаете в мотор в отработанное масло какую-то химию «для промывки двигателя». Совершенно очевидно, что в этой химии имеются какие-то активные вещества, иначе промывка, как таковая, теряет смысл. А вы знаете, как эти вещества могут взаимодействовать с внутренними деталями двигателя? У вас есть гарантия, что промывка не разъест какой-нибудь сальник или прокладку?
Кроме того, залив промывку в старое масло, вы существенно меняете его характеристики. Позже вы сливаете старое масло, но 10% остаётся в моторе (зависит от конструкции двигателя)! Если вы не верите, то посмотрите, сколько по техническим характеристикам производителя должно быть масла в вашем двигателе, а сколько масла вы обычно заливаете. Получается, вы заливаете новое масло и оно смешивается, только уже не с остатками старого масла, а с какой-то непонятной «субстанцией». И этой «субстанции» в новом масле – целых 10%! Для справки, в нормальном масле примерно 85% основного состава и еще 15% – присадки. Получается, вы добавляете в свое масло «субстанции» столько же, сколько имеется присадок. Только действие этой «субстанции» — непредсказуемо, ибо она точно не предусмотрена производителем двигателя. Получается, после такой промывки двигатель вашего автомобиля эксплуатируется не на новом, свежем масле, а на совсем новом нефтяном продукте и при разработке двигателя совсем не учитывали такую эксплуатацию.
Другой вопрос, если вы только что купили автомобиль и не знаете, какое раньше масло было залито — "синтетика" или "минералка". Или, к примеру, вы решили сменить марку, тип, либо производителя автомасла. В этих, а также некоторых других случаях, двигатель промыть нужно, но только не химией и не каким-то специальным промывочным маслом.
Собственно, промывать двигатель нужно только в следующих случаях:
- Когда вы меняете марку и/или производителя масла.
- Когда меняется вязкость или тип моторного масла (например, с синтетики переходите на полусинтетику).
- Когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз, некачественное масло.
- После любого ремонта двигателя, связанного со вскрытием головки блока цилиндров.
- Когда есть сомнения в своевременных регулярных заменах масла в прошлом.
Как правильно производить промывку двигателя?
Сливаем «старое» масло с прогретого двигателя, дав при этом машине хорошенько отстояться (чтобы вытекло максимум). Если автомобиль на подъемнике и он такое позволяет, машину можно «наклонить» в обе стороны – так вытечет больше.
Заливаем «новое» масло, ставим новый масляный фильтр.
Пару дней ездим, не перегружая мотор (держим «обкаточный» максимум оборотов).
Снова меняем масло, опять с максимальным сливом (фильтр тоже под замену!).
Первую следующую замену масла после вышеописанных операций производим в два раза быстрее обычного (т.е., если вы обычно меняете масло каждых 10 тыс. км, в первый раз поменяйте через 5 тыс.).
После вышеуказанных процедур, двигатель будет полностью промыт.
Стоит ли промывать двигатель при замене с "синтетики" на "синтетику"?
Нет. Состав моторных масел примерно одинаков, так что смысла в промывке двигателя нет. Ведь лучшая промывка двигателя — это как можно чаще менять масло и не "тянуть" с его заменой. А всякие "пятиминутки" — это не только выброшенные деньги, но и возможность возникновения проблем в двигателе.
Стоит ли промывать двигатель при замене с "синтетики" на "полусинтетику"?
Полусинтетика с синтетикой смешивается в любых пропорциях и, если уж и промывать, то тем же маслом, которое собираетесь заливать. Просто при следующей замене масла чуть сократите срок его замены: с 10 000 до 8 000 км. И еще следует добавить — не бойтесь, что ваше масло "свернется". Сейчас это просто нереально, ведь качество современных масел очень высокое и позволяет смешивать их между собой. Кстати, обратите внимание, некоторые производители указывают об этом на упаковках.
Стоит ли промывать двигатель при замене с "минералки" на "синтетику"?
Не нужно. При замене с минералки на полусинтетику никаких манипуляций не требуется. Достаточно следующее. Заменить фильтр, залить синтетику по щупу хотя бы до минимума, завести двигатель, дать поработать 5-10 минут, слить масло, заменить фильтр (уже второй) и смело заливать масло для постоянной эксплуатации.
Нужно ли промывать двигатель при смене производителя масла?
Нет, делать это не обязательно. Сейчас всё моторное масло примерно одинаковое по составу и лишь немного различается в зависимости от присадок. Доля этих присадок составляет малую часть и их влияние не существенно. Желательно только выбирать масло по его маркировке и классу — SAE и API.
Чем опасна регулярная смена типов масла для двигателя?
Как уже говорилось, в масле содержатся активные присадки и они взаимодействуют с различными прокладками, сальниками в вашем двигателе. При замене типа масла, синтетики на полусинтетику или наоборот, вы меняете и активные присадки. Мне приходилось и самому испытывать, и слышать от других — иногда в первое время после замены масла двигатель начинает его «есть». Обычно постепенно всё восстанавливается, но на старых машинах лучше не экспериментировать. Может так получиться, что резиновые детали не смогут восстановить свои прежние способности и вам придется уже заниматься устранением возникших неисправностей. Лучше использовать масло, к которому «приучили» свой автомобиль.
Похожие статьи:
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 9. Автомобили семейства МАЗ. Седельно-сцепное устроуство
Renault (Рено). Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей производства Renault (Рено) → 1.8.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей Renault Kangoo (Рено Канго) (с двигателем 1.2i D4F и D7F, 1.4i K7J и E7J, 1.6i K4M и K7M, 1.5 DCI K9K, 1.9F8Q, 1.9 TDI F9Q). Сложные ситуации.
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 2.1.2.1. Техническое обслуживание системы смазки двигателей автомобилей МАЗ
Renault (Рено). Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей производства Renault (Рено) → 1.8. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей Renault Kangoo (Рено Канго) (с двигателем 1.2i D4F и D7F, 1.4i K7J и E7J, 1.6i K4M и K7M, 1.5 DCI K9K, 1.9F8Q, 1.9 TDI F9Q). Неисправности и способы их устранения.
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 10. Автомобили МАЗ. Карта смазки автомобиля