Российское правительство намерено увеличить с 2016года затраты на разработку и создание беспилотных автомобилей. Стимулировать развитие в России научно-технических центров и ускорение выпуска беспилотного транспорта на автодороги России.
Стимулировать разработки в области беспилотных автомобилей правительство начинало еще в конце 2014 г., когда Минпромторг объявлял конкурс на разработку автомобиля-беспилотника. Однако ни одной заявки на участие в конкурсе подано не было, хотя действующих проектов к тому моменту было немало.
Например, в сентябре 2012 г. инженерная компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС, который должен был стать универсальным и мог бы размещаться на любых движущихся устройствах от складских тележек до космического транспорта. Пока же компания предлагает лишь системы автоматизации складской техники.
Институт НАМИ с 2012 г. работает над проектом беспилотной «Калины», которой можно управлять дистанционно при помощи джойстика, либо полностью доверившись компьютеру. Наладить выпуск серийных беспилотников планировалось к 2018 году.
Группа студентов Томского университета работает над радиолокационнами системами для автомобилей.
Любительское конструкторское бюро «Аврора» время от времени показывает беспилотную грузовую «ГАЗель», на которой отрабатываются многие технологии автономного вождения.
Первыми получателями субсидий от государства могут стать КамАЗ и инжиниринговая компания Cognitive Technologies, которые совместно разрабатывают проект беспилотного грузовика. Еще в прошлом году руководители компаний рассчитывали на государственную поддержку и показывали разработки Дмитрию Медведеву, и теперь претендуют на финансовую помощь государства. Общий объем инвестиций в разработку и доводку системы оценивается в 12 млрд рублей.
Конструкция беспилотного КамАЗа вполне традиционна: сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.
Российский проект, над которым трудятся разработчики Cognitive Technologies, отличается особой моделью компьютерного зрения. Компания использует пассивную модель компьютерного зрения, при которой информация, необходимая для управления автомобилем, считывается с видеокамер, а не поступает от дорожных передатчиков или других транспортных средств. Кроме того, беспилотный КамАЗ сможет ездить по плохим дорогам с кочками, ямами, выбоинами и без дорожной разметки.
«В отличие от западных аналогов, мы стремимся разработать систему, которая смогла работать на большинстве дорог по всему миру. Как известно, более 70% дорог на Земле имеют плохое качество», – уточнил Генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.
По его словам, Cognitive Technologies занимается проектом «умного агробизнеса» совместно с российскими компаниями «Союз-Агро» и Ростсельмаш, в рамках которого планируется адаптировать технологии беспилотного вождения для сельхозтехники и производства.
Еще один перспективный проект – беспилотник Волжской компании Volgabus, пилотный образец которого вскоре покажут на ВДНХ. Компания тоже планирует получить господдержку, но пока, пояснил представитель Volgabus Кирилл Урванцев, она вкладывает свои деньги и не подходит под требования правительства. Однако компания уже создает свой собственный исследовательский центр. Центр НИОКР «Бакулин Моторс Групп», которому принадлежит торговая марка Volgabus, начнет работу в Сколково в 2017 г. и будет заниматься исследованиями в области робототехники, а также разработками систем управления транспортными потоками, решениями в сфере кибер-безопасности и системами навигации. На начальном этапе в техноцентре будет работать 30 сотрудников, к 2018 г. – около сотни специалистов.
В проектах «Бакулин Моторс Групп» принимает участие КБ «Автора». Основной проект называется Matreshka и представляет собой универсальное шасси с электрическим двигателем, на котором можно построить небольшие грузовики и автобусы. Большая часть компонентов – российского производства. На базе этой платформы можно построить автомобили такси, спецтранспорт для инвалидов, мобильный офис, отделение банка или фургон для курьерской доставки. В Сколково уже тестируется прототип компактного автобуса, который сам выезжает со стоянки и делает условные остановки для посадки пассажиров. Другой экземпляр испытывают на полигоне, а в работе находятся еще минимум три. Самой амбициозной целью разработчиков является поставка своих беспилотников для обслуживания посетителей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
Первые тесты беспилотников в России начнутся как раз в 2018 году. Прототипы будут испытывать в Москве, Подмосковье и Республике Татарстан. А массовое производство и эксплуатация, по мнению экспертов, начнутся в 2020 г. – как в России, так и во всём мире. Использовать же такие машины на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2-3 лет. Вывести беспилотники на дороги общего пользования мешает отсутствие законодательной базы. Но и этот вопрос решается, говорит Черногоров: «В рабочей группе в комиссии Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем мы ранжировали все вопросы по скорости принятия ключевых решений по ним и решили начать с быстрых и эффективных изменений в ПДД». Кроме того, отмечает эксперт, изменения претерпят уголовный и гражданский кодексы, а также страховое законодательство.