Завод имени Лихачёва (ЗИЛ),полное название— Открытое акционерное московское общество «Завод имени И.А.Лихачёва» (АМО ЗИЛ) — одна из старейших российских автомобилестроительных компаний.
В 1916 году была разработана программа по созданию в России автомобильной промышленности. Программа предполагала построить шесть новых автомобильных заводов в России. За постройку одного из них отвечал торговый дом "Кузнецов, Рябушинские". 2 августа 1916 г. состоялась закладка автомобильного завода в Москве и его назвали «Автомобильный московский завод, АМО». Постройкой завода руководили А. В. Кузнецов и А. Ф. Лолейт, архитектор К. С. Мельников разработал фасады некоторых корпусов, первым директором стал Д. Д. Бондарев. К 7 марта 1917 года завод должен был произвести уже 150 автомобилей, но из-за революции 1917 года он не был достроен и планы не выполнялись.
Руководство завода понимая, что к указанному сроку завод не сможет приступить к выпуску собственных машин, решило закупать в Италии детали грузовиков «FIAT 15 Ter» и собирать их. Таким образом в 1917 году было собрано 432 грузовиков, в 1918 году – 779 шт. и в 1919 году – 108 шт. Всего было собрано 1319 грузовиков «FIAT 15 Ter». Когда детали закончились – недостроенный завод стал крупной ремонтной мастерской. Завод хоть и медленно, но достраивался. Кроме сборки грузовиков, он выполнял заказы на изготовление запчастей для вагонов, производил керосиновые лампы и вулканизаторы. 15 августа 1918 года завод «АМО» был национализирован и стал собственностью Советской республики. 17 февраля 1919 года «АМО», вместе с другими недостроенными заводами, попал в состав «Автотреста», а в марте 1921 года – в состав ЦУГАЗа.
В 1919—1923 годах завод производил моторы и занимался ремонтом иностранных автомобилей. Больше всего ремонтировали 3-тонный грузовик «White TAD», который приходилось почти восстанавливать заново. При этом на автомобиль устанавливалось новое сцепление, КПП и двигатель. Отремонтировали 131 машину и они получили новое название «Уайт-АМО». Даже хотели запустить ее в производство, но все – таки было принято решение выпускать «FIAT 15 Ter».
К 1920 году на «АМО» было произведено 24 двигателя для танка «Русский Рено», отремонтировано 315 различных машин и 137 мотоциклов. 30 апреля 1923 года завод переименовали в «Автомобильный московский завод им. П.Ферреро».
После гражданской войны советское правительство приняло решение развивать автомобильную промышленность. В марте 1924 года завод получил правительственное задание на изготовление первого советского грузовика и исходной моделью для его проектирования послужил «FIAT 15 Ter».
Первый экземпляр «АМО-Ф-15» был сделан ночью 1 ноября 1924 года. Уже 7 ноября колонна из 10 машин прошла по Красной площади. 25 ноября три машины (№1, 8 и 10) из этого десятка отправились в испытательный пробег по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва. Автомобильный пробег подтвердил, что «АМО-Ф-15» — автомобиль высокого качества. В марте 1925 года «АМО» начал серийное производство этого автомобиля и до конца года было изготовлено 113 машин, а в следующем уже – 342 машины.
В 1925 году завод «АМО» был назван «1-й Государственный автомобильный завод». В 1927 году его директорам стал И. А. Лихачёв. Производство машин на заводе росло, к 1931году было произведено 6971 машина.
Но стоимость производства машины была высока и их количества стране не хватало. В 1925 году принято решение полностью переделать завод и создать новую грузовую машину.
В 1930 году для «АМО» была куплена лицензия на производство американского грузовика «Аутокар-5С». Собранный грузовик назвали «АМО-2». После запуска конвеера (первого в СССР) в 1931 году автомобиль был назван «АМО-3», а в 1933 году машину переминовали в «ЗИС-5». В сутки производилось более 60 автомобилей, а за год — до 100 000 грузовиков. На базе этого грузовика было создано 25 моделей и 19 из них пошли в серийное производство.
В 1953 году по документации завода ЗИС (ЗИЛ) СССР абсолютно бесплатно построил для Китая Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works — «FAW»). Этот завод и на данный момент остаётся лидером автомобильной индустрии Китая. Его продукцию во всём мире знают под маркой «FAW».
Ордена и награды
- В июне 1942 г. ЗИС (ЗИЛ) был награждён первым орденом Ленина за организацию производства вооружения и боеприпасов.
- В октябре 1944 года — Орденом Трудового Красного Знамени.
- В ноябре 1949 года — вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
- В 1971 году — третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
- В 1975 году — Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.
Легковые автомобили
ЗИС-101 (1936—1940)
Семиместный советский автомобиль с кузовом «лимузин» представительского класса. Длина автомобиля — 5647 мм, ширина – 1892 мм, колесная база -3605 мм, колея передних колес - 1500 мм, радиус поворота — 7,7 м. ЗИС-101 имел восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель. Рабочий объем — 5766 куб.см. Мощность -110 л.с. при 3200 об/мин (алюминиевый поршень). Мощность — 90 л.с. при 2800 об/мин (чугунный поршень). Максимальная скорость — 115 км/ч, расход топлива на 100 км пути – 26,5 л. При мощности 110 л.с.– двигатель позволял разгоняться до 125 км/ч. Всего было выпущено 8752 автомобиля.
ЗИС-101А-Спорт (1939)
Спортивный автомобиль, изготовлен комсомольцами завода в одном экземпляре. Авторами машины являются — Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин. Создан на шасси ЗИС-101. Были установлены: стабилизаторы устойчивости, вакуумный усилитель тормозов, задний мост с гипоидной передачей. Стандартный восьмицилиндровый двигатель был форсирован и достигал мощности в 141 л.с при 3300 об/мин. При испытаниях разогнали до 162 км/час, проектная скорость 180км/час. Судьба машины неизвестна.
ЗИС-101А (1940—1941)
Шестиместный советский легковой автомобиль (модернезированный ЗИС-101). Были изменены отделка кузова, коробка передач и карбюратор. Выпущено около 675 экземпляров.
ЗИС-101С (1940—1941)
ЗИС-102 (1940—1941)
Эта машина представляла собой модификацию модели ЗИС-101А. У машины был открытый кузов со складывающимся верхом. Оборудование включало подъемное, радиоприемник, отопитель, багажную решетку за крышкой багажника. Параметры автомобиля: число мест — 7шт.; скорость — 120 км/час; масса в снаряженном состоянии — 2550 кг; длина — 5650 мм; ширина — 1890 мм; высота — 1870 мм; двигатель: число цилиндров — 8, рабочий объем — 5762 см3, мощность — 116 л. с. при 3200 об/мин; число передач — 3; база — 3605 мм; размер шин — 7,50—17.
ЗИС-102А (1940—1941)
ЗИС-110 (1945—1958)
Серийное производство семиместного лимузина представительского класса с цельнометаллическим кузовом и трехрядной планировкой сидений было освоено в 1946 году. В стандартный набор сервиса входили: радиоприемник, высокоэффективный отопитель салона, гидравлические стеклоподъёмники и перегородка, отделявшая передний ряд кресел от остального салона. Комплектовался 8-цилиндровым нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом 6007 куб. см, развивавшим мощность 140 л. с. и имевшим высокую степень сжатия. Первый советский послевоенный легковой автомобиль обладал мягким ходом и разгонялся до скорости 140 км/ч. В 1956г. он был переименован в ЗИЛ-110 в связи с переименованием завода. Всего выпущено 2072 экземпляра.
ЗИС-112 (1951)
ЗИС-110А (1949—1957)
ЗИС-115 (1949)
Советский бронированный автомобиль высшего класса. Кузов — лимузин с усиленным бронированием. На ЗИС-115 устанавливался бензиновый 8 - цилиндровый двигатель с рабочим объемом 6005 см3 и мощностью 162 л.с.
ЗИС-110П (1955)
Советский легковой автомобиль высшего класса. Внешне он походил на американский «Senior», но на самом деле это была полностью самостоятельная советская разработка. Машина имела два типа кузова: «лимузин» и «фаэтон». Характеристики двигателя: 8 цилиндров; максимальная скорость: 145 км/ч; габариты: 6026х2075х1763 мм; снаряженная масса: 3155 кг; колесная база: 3780 мм; объем двигателя: 6005 см3; мощность двигателя: 162 л.с.
ЗИС-110Б (1945—1958)
Шестиместный легковой фаэтон. Изготавливался на базе ЗИС-110. Всего было выпущено 2089 машин.
ЗИЛ-111 (1958—1962)
Легковой советский автомобиль высшего класса. Производился малыми сериями. Максимальная скорость: 170 км/ч; типы кузова: лимузин, фаэтон, кабриолет; масса: 2605 кг; длина: 6140 мм; ширина: 2040 мм; высота: 1640 мм; колёсная база: 3760 мм.
ЗИЛ-111А (1958—1962)
ЗИЛ-111Г (1962—1967)
ЗИЛ-111В (1960—1962)
ЗИЛ-111Д (1964—1967)
ЗИЛ-112С (1962)
ЗИЛ-114 (1967—1976)
Легковой малосерийный советский автомобиль с кузовом «лимузин». Всего было сделано 113 машин. Внутри автомобиля находился кондиционер. Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. На машину устанавливался 7-литровый восьмицилиндровый двигатель мощностью 300 л.с. Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Переключение передачбыло автоматическое, но водитель мог сам выбрать нужную передачу. При торможении и разгоне автомобиль не приседал и не издавал лишних звуков, при повороте не кренился. Максимальная скорость: 190 км/ч.
ЗИЛ-114АЕ (1967—1976)
ЗИЛ–115 (1976—1983)
Легковой советский автомобиль высшего класса был создан исключительно для правительства. Чертежи машины до 90-х годов были засекречены. Автомобили после 100 тыс. км пробега - уничтожались. Для защиты от радиоактивного фона поверхности кузова, крышу и капот обрабатывали специальным составом. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. Двигатель V-образный 8-цилиндровый с алюминиевым блоком цилиндров. Длина кузова - 6330 мм; ширина – 2068 мм; высота – 1500 мм; радиус поворота – 7,6 м; масса – 3550 кг.
ЗИЛ-117 (1971—1983)
Легковой советский автомобиль высшего класса с кузовом седан. Он был сделан на базе лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же гармоничные формы. Машину окрашивали в чёрный, тёмно-синий и тёмно-вишнёвый цвет. ЗИЛ-117 и снаружи, и внутри был оснащён почти так же, как ЗИЛ-114.
ЗИЛ-117В (1973—1979)
ЗИЛ-117Е (1971—1983)
ЗИЛ-4104 (1976—1983)
Семиместный лимузин. Был представлен в нескольких модификациях кузова: универсал, кабриолет и лимузин. Машина оборудована 8-цилиндровым V-образным двигателем, мощность - 315 л.с., объём - 7,69 л. Автомобиль имел просторный хромированный салон.
ЗИЛ-41041 (1986—2009)
ЗИЛ-41042 (1976—1983)
ЗИЛ-41043 (1980—1983)
ЗИЛ-41044 (1981)
ЗИЛ-41045 (1983—1986)
Легковой автомобиль с кузовом «лимузин», использовался представительским классом. У автомобиля абсолютно не изменилась техническая часть, но изменился внешний вид. Выпускался с 1983 по 1985годы, до смены Генерального секретаря «ЦК КПСС», после чего был заменён новой версией ЗИЛ-41047.
ЗИЛ-41046 (1983)
ЗИЛ-41047 (1985—2009)
ЗИЛ-41048 (1984)
ЗИЛ-41049 (1984)
ЗИЛ-4105 (1983)
ЗИЛ-41051 (1984)
ЗИЛ-41052 (1987—1999)
ЗИЛ-4107 (1988—1999)
ЗИЛ-41072 (1989—1999)
ЗИЛ-4112Р (с 2012)
ТМ 1131 «Туляк» («Мишка») (с 2012)
Грузовые автомобили
Fiat-15 Ter (1917—1919)
АМО-Ф-15 (1924—1931)
АМО-2 (1930—1931)
АМО-3 (1931—1933)
АМО-5(1933—1941)
ЗИС-6 (1934—1941)
ЗИС-22 (1941)
ЗИС-22М (1941)
ЗИС-32 (1941)
ЗИС-5В (1942—1946)
ЗИС-42 (1942—1944)
ЗИС-42М (1942—1944)
ЗИС-50 (1946—1948)
ЗИС-150 (1947—1957)
ЗИС-151 (1948—1958)
ЗИЛ-164 (1957—1964)
ЗИЛ-157 (1958—1991)
ЗИЛ-130 (1963—1976)
ЗИЛ-131 (1966—1986)
ЗИЛ-130-76 (1976—1980)
ЗИЛ-138 (1975—1993)
ЗИЛ-130-80 (1980—1986)
ЗИЛ-138А (1983—1994)
ЗИЛ-133Г1 (1975—1979)
ЗИЛ-133Г2 (1977—1984)
ЗИЛ-133ГЯ (1979—1992)
ЗИЛ-4314 (1986—1995)
ЗИЛ-131Н (1986—1990)
ЗИЛ-133Г4 (1992—2002)
ЗИЛ-4331 (1986—2002)
ЗИЛ-4334 (с 1995)
ЗИЛ-5301 «Бычок» (с 1996)
ЗИЛ-4327 (с 1998)
ЗИЛ-6309 (1999—2002)
ЗИЛ-534330 (1999—2003)
ЗИЛ-432930 (с 2003)
ЗИЛ-433180 (с 2003)
ЗИЛ-436200 (с 2009)
Автобусы
АМО-4 (1932—1933)— городской автобус на шасси АМО-3.
ЗИС-8 (1934—1936)— городской автобус на шасси ЗИС-12.
ЗИС-16 (1938—1941)— городской автобус на шасси ЗИС-15.
ЗИС-16С (1940—1941)— санитарный автобус на шасси с кабиной ЗИС-12.
ЗИС-154 (1947—1949)— большой городской автобус с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения.
ЗИС-155 (1949—1957)— большой городской автобус с использованием элементов шасси ЗИС-150.
ЗИС-127 (1955—1961)— большой междугородний дизельный автобус.
ЗИЛ-129— большой городской автобус.
ЗИЛ-158 (1957—1959)— большой городской автобус с использованием элементов шасси ЗИЛ-164.
ЗИЛ-118 «Юность» (1961—1970)— малый представительский автобус с использованием элементов шасси ЗИЛ-111.
ЗИЛ-3250 (с 1997) — малый городской, представительский автобус, на шасси ЗИЛ-5301.
Техника специального назначения
ЗиС-152 (БТР-152) (1950-1955г)
Бронетраспортёр, колёсная формула 6х6. Различные модификации ЗиС-152В (БТР-152В) (1955-1957г), БТР-152В1 (1957-1967г) - составляли основу моточастей Советской Армии.
ЗиЛ-135Л(1961-1962г)
ЗиЛ-135Л(1961-1962г) специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8х8. Выпускались различные модификации:ЗиЛ-135К, ЗиЛ-135М(1961-1962г); ЗиЛ-135ЛМ(1963-1964г). При внешнем сходстве все машины имели конструктивные различия.
ЗиЛ-135ЛМ(1963-1964г)
ЗиЛ-135ЛМ(1963-1964г) специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8х8.
ЗиС-485 (БАВ) (1952-1958г)
Амфибия, колёсная формула 6х6. ЗиЛ-485А(БАВ)(1959-1962г) - модификации базовой модели.
Опытные экземпляры
ЗиЛ-132С (1964г) - имел привода на задний, управляемый, и передний мосты.
Гидроход - 49061 (2003г) - заводское обозначение ЗиЛ-49061. Уникальный, не имеющий аналогов в мире автомобиль. Изготовлен с использованием "гибких" трансмиссий.
ПКЦ-1 "Аэролл" (1965г)
ШН-68 "Шнек" (1965г)
ЗиЛ-4904 (1972г) - самый большой из шнеко-роторных вездеходов. Был построен в единственном экземпляре.
ЗиС-153— полугусеничный транспортёр.
ЗиЛ-4102 (1988г)- разработки для нужд правительства СССР.
ЗиС-Э134— колёсный транспортёр.
ЗиЛ-Э167 (1963г) — снегоход повышенной проходимости.
ЗиЛ-170 - автомобиль ставший толчком к созданию автомобиля КамаЗ-5320.