Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
- заполнять систему охлаждения специальной внесезонной охлаждающей жидкостью тосол-А40 (состав по объёму: тосол-А – 56%, чистая вода – 44%) или тосол-А65 (состав по объёму: тосол-А –65%, чистая вода –35%);
- заливать жидкость через воронку с сеткой, пользоваться чистой посудой;
- следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 75-98°С;
- регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости доливать. Замер производить при холодном двигателе. Минимальный уровень жидкости должен быть на расстоянии 10мм от дна расширительного бачка;
- в летнее время следить за состояние промежуточных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при сильной засоренности. Чистку можно производить струёй сжатого воздуха, направляемого в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;
- своевременно смазывать подшипники водяного насоса.
Проверка герметичности системы. Значительная часть неисправностей в системе охлаждения возникает из-за утечки охлаждающей жидкости. Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники. Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно. При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажные отверстия в корпусе, что предотвратит разрушение подшипников вала насоса. Не разрешается устранять течь методом закупорки дренажных отверстий. Насос с неисправными сальниками подлежит ремонту.
Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется методом подтяжки хомутов или заменой поврежденных шлангов.
Регулировка натяжения приводного ремня водяного насоса. Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3кгс должен прогибаться на 10-15мм. Натяжение ремня регулируется прокладками. При слабом натяжении ремня необходимо отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну-две регулировочные проклад, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая после каждой подтяжки гайки, проверить натяжение ремня. Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня на новый их необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива. Проскальзывание ремня может происходить из-за попавшего на него масла. В этом случае ремень необходимо протереть тряпкой смоченной в бензине.
Промывка системы. С целью удаления накипи, ржавчины и осадков систему необходимо промывать. Когда отложения накипи незначительное, то можно использовать промывочный пистолет. Двигатель и радиатор промывают отдельно. Чтобы ржавчина, накипь и осадки не засоряли радиатор, перед промывкой снимаю термостаты. Направление воды должно быть обратным направлению движения охлаждающей жидкости.
Перед промывкой радиатора необходимо убедиться, что он не засорён, так как в противном случае сильная струя воды может разрушить радиатор. При промывке шланги радиатора отсоединяют от двигателя и при зарытой пробке подводят воду сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить грязь скопившуюся в нижнем бачке радиатора, а затем изменяют направление потока. Процедуру повторяют до тех пор, пока из верхнего патрубка не пойдёт чистая вода.
Накипь из системы охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-71) в воде (20г трилона на 1л воды). Трилон - вещество белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при её нагревании и кипении. Излишнее количество трилона не вредит системе охлаждения. Раствор трилона заливают в систему охлаждения, после 1 дня работы (около 7 часов) отработавший раствор сливают и меняют на новый. Промывка продолжается 5-6дней.