Руссо-Балт — одна из марок российского автомобиля, выпускаемого в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе ( предприятие Российской империи — основано в 1869 году акционерным обществом «Русско-Балтийский вагонный завод» или «РБВЗ»). Здесь производили вагоны, керосиновые двигатели, сельскохозяйственные машины, самолеты и корабли, а также автомобили. Автомобильный отдел в Риге был создан в 1908 году. Директором его стал Иван Александрович Фрязиновский. Должность главного конструктора занял 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал в бельгийской фирме Фондю (Fondu). Прототипом первых Руссо-Балт послужили автомобили Фондю. Сначала автомобиль назывался «Русско-Балтийский». Название Руссо-Балт появилось при сокращенном переводе с французского языка — Russo-Baltique (Руссо-Балтик).
В 1910 году акционерное общество РБВЗ купило «Экипажную фабрику Фрезе и К». Это была фабрика, которая произвела первый русский автомобиль. Предприятие находилось в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Вскоре его преобразовали в станцию техобслуживания автомобилей «РБВЗ».
Первая модель Русско-Балтийского вагонного завода, выпущенная 26 мая 1909 г., была названа С-24/30. Расшифровывалось это так: 24 – мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. Потом стали выпускать модификации: С-24/35 (1912—1914); С-24/40 (1913—1918). Модель «С» стала самой массовой в истории завода – выпущено 347 экземпляров. В 1913 году был создан первый автомобиль Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, работавшего в России. Эта машина предназначалась для эксплуатации зимой. Её изготовили на базе модели серии С24/40. Она была оснащена лыжами, гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями.
Модель «К» выпускалась в 1909—1910 годах. Рабочий объем двигателя 2211 см³. Вскоре для модификации К-12/20 (1911—1913) было сделано водяное охлаждение двигателя без насоса. Особенность "Руссо-Балта К-12/20" – одностороннее (а не двустороннее, как на "С-24") расположение клапанов, отлитые общим блоком цилиндры и термосифонная система охлаждения (без насоса). Коробка передач ставилась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Из-за довольно легкого веса (около 1200 кг) задние рессоры у неё были 3/4-эллиптическими, а не полуэллиптическими. Колесная база на машинах в то время составляла 2655 мм, а более поздних серий (К-12/24 1914 г.) — 2855 мм. Количество произведенных автомобилей модели "К" за 6 лет составило – 141 автомобиль в 5 сериях. Модель выпускалась «сериями», например, К-12/14 и К-12/20 — две разные серии, которые очень отличались друг от друга. Большинство тиражей составляли от 2 до 100 и более штук. Также можно было заказаны разные кузова: ландоле, торпедо, дубль-фаэтон, берлин, лимузин фаэтон, и другие. Самой дешевой среди автомобилей РБВЗ была модель "К-12", и именно её приобретали чаще всего в личное пользование.
Несмотря на то, что к Руссо-Балт проявляли большой интерес, на третьей международной петербургской выставке 1910 года было продано намного меньше автомобилей, чем ожидалось: в Петербурге около 20-ти штук, по несколько машин в других городах и ни одной — в Москве. Причиной тому стали цены. Модель «К» стоила 5500 рублей, а «С» — 7500 рублей. На этой выставке для царской семьи приобрели два автомобиля: «К12-20» № 217 и «С24-40» № 270, оба с кузовом ландоле. Всего у царской семьи было около 58 автомобилей разных марок, 10 из них обслуживали царскую семью. Однако царь предпочитал Руссо-Балту другие марки.
Легковая модель РБВЗ "С-24" (самая дорогая) выпускалась вплоть до 1918 года. Её последний экземпляр сдан 26 апреля 1918 года коллегии РуссоБалтуправления воздушным флотом Петрограда. Эти открытые машины с 6-местными кузовами использовались как штабные в русской армии. На "С-24" устанавливались и другие кузова: двухместные гоночные, ландоле и лимузины. Были даже полугусеничные автосани. Особенностью машин "С-24" являлись: цилиндры, отливавшиеся в двух блоках; нижние клапаны, располагавшиеся по обеим сторонам цилиндров; двигатель. Центробежный насос служил для циркуляции воды в системе охлаждения. Топливо из бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес состояла из трех взаимосвязанных рессор: двух продольных и одной поперечной. Машины из разных серий заметно отличались друг от друга. В 1912 году завод отказался от карбюратора РБВЗ и стал использовать французкий "Зенит" (Zenith), изменив кулачок распределительного вала. Это увеличило мощность с 30 до 35 л.с. В том же году сделали удлинённые рессоры и колесная база была увеличена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году повысили мощность, внедрили 4-ступенчатую коробку передач и задний мосток с полуосями одинаковой длины. Для машин с закрытыми кузовами были сделаны рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм. За 9 лет количество выпущенных машин модели "С-24" составило: с открытыми кузовами–285 штук, лимузинов–17, лан-доле–14, дубль-фаэтонов – 10, иных типов – 21. Всего было выпущено 347 автомобилей.
Руссо-Балт славился во всём мире из-за своих побед в соревнованиях. Он является первым автомобилем, покорившим вершину Везувия. За 7 лет завод выпустил около 500 машин.
Судьба Русско-Балтийского вагонного завода «РБВЗ»
Во время Первой мировой войны (осенью 1915 года) из Риги в Москву эвакуировали автомобильный отдел. В 1916 году для эвакуированного завода руководством акционерного общества было приобретено поместье Покровское-Фили (ныне район Москвы «Фили»). В советское время уже на новом месте изготовили еще 10 «Руссо-Балтов». Обладателем одного из них стал позже М. И. Калинин.
1 июля 1917 года завод переименовали во «Второй автомобильный завод Руссо-Балт».
В 1918 году Советом Народных Комиссаров завод был национализирован и переименован в Первый государственный бронетанковый завод.
В 1922 году выпустили 5 автомобилей «Руссо-Балт», но название изменили на «Промбронь».
В 1923 году завод был передан фирме «Юнкерс», на нем начат выпуск самолетов Ю-20, Ю-21.
В настоящее время завод работает в области ракетостроения.
Похожие статьи:
История автопрома → Автомобиль Фрезе и Яковлева - первый российский автомобиль
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Устройство
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2.1. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Техническое обслуживание и ремонт