Если аккумуляторная батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась выше допустимого предела, то её следует снять с автомобиля и установить на подзарядку от зарядного устройства. Сила тока зарядки должна составлять 10% от ёмкости заряжаемой аккумуляторной батареи, т.е. если ёмкость аккумулятора 75 А/ч, то сила тока зарядки должна быть 7-7,5 А. Продолжительность зарядки - до выделения газов из электролита.
После этого следует, уменьшив силу тока в два раза, продолжать заряд, пока не начнётся обильное выделение газов из электролита. Процесс продолжать до тех пор, пока не установятся постоянное напряжение и плотность электролита в аккумуляторе. Они должны быть устойчивы, без изменений не менее 2 часов.
Современные зарядные устройства общего пользования (АЗУ) выдерживают ток зарядки в автоматическом режиме. Они самостоятельно изменяют режимы тока в зависимости от степени зарядки аккумулятора.
Продолжительность первого заряда новых незаряженных аккумуляторных батарей зависит от срока хранения с момента их изготовления и может колебаться от 25 до 50 часов. Для сухозаряженных аккумуляторных батарей, при сроке хранения их не более года - время первого заряда может колебаться от 5 до 8 часов.
В процессе первого заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда перестаёт расти и принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, указанной в таблицах 1 и 2, её доводят до нормы доливкой дистиллированной воды ( в случаях, когда плотность выше нормы) или доливкой электролита плотности 1,4 г/см3 (когда плотность ниже нормы). Перед доливкой воды или электролита (плотность 1,4 г/см3) часть электролита из аккумулятора отбирают при помощи резиновой груши-клизмы.
Плотность электролита обязательно доводят до нормы в конце заряда, когда плотность электролита достигает постоянства, и когда вследствие кипения обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита.
Полностью разряженную аккумуляторную батарею, бывшую в употреблении, требуется поставить на заряд не позже, чем через 24 часа после разрядки, т.к. в ней начинается процесс сульфатациии пластин.
Если вам приходится выполнять зарядку старой аккумуляторной батареи, то необходимо цикл зарядки повторить несколько раз. Сначала зарядить аккумулятор, потом произвести его полную разрядку (например, подсоединением к нему автомобильной лампочки), и повторить заряд окончательно.
УСТРАНЕНИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СУЛЬФАТАЦИИ ПЛАСТИН
Первоначальным признаком сульфатации пластин аккумуляторной батареи является помутнение электролита. Незначительная сульфатация может быть устранена следующим образом:
вылить из аккумулятора электролит и залить дистиллированной водой;
заряжать током 2,5 А до достижения плотности 1,150 г/см3;
электролит выливают и вновь наливают дистиллированную воду.
Эту операцию повторяют несколько раз, пока плотность дистиллированной воды не перестанет повышаться во время заряда. После этого заливают свежий электролит необходимой плотности (Табл.1 и Табл.2) и делают нормальный заряд.
РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Ремонт обслуживаемого разборного аккумулятора. Если проверка аккумуляторной батареи показала, что одна или несколько моноблоков (банок) оказались неисправными, то их надо вскрыть и осмотреть. Металлической лопаткой очистить края крышек от заливочной мастики и при помощи захватов вынуть сразу все пластины из моноблоков (банок) аккумуляторной батареи.
Если надо вскрыть только один моноблок (банку) аккумулятора, то заливочную мастику удалять только вокруг этого моноблока (банки).
Ножовкой распиливают межэлементные перемычки и вынимают пластины из одного разобранного моноблока (банки).
Вынутые блоки пластин тщательно промыть и осмотреть. Повреждённые сепараторы заменить новыми. Во время осмотра обратить внимание на состояние пластин.
Активное вещество должно прочно держаться в решётках пластин и не должно иметь вздутостей.
Если активная масса выпала не более чем из 3 — 5 ячеек решётки, то пластину можно считать пригодной к дальнейшей эксплуатации. Если пластины имеют повреждения, то заменить весь блок. Пластины, из решёток которых выпала активная масса, и сильно сульфатированные пластины подлежат замене (сульфат свинца представляет собой белый налёт на поверхности пластин). Из банки удалить осадок и тщательно её промыть. После устранения неисправностей - блоки пластин установить на место. Края крышек залить мастикой.
Сварку межэлементных соединений, клемм или штырей делать при помощи угольного стержня диаметром 6 — 7 мм. Угольный стержень укрепляют в держатель и соединяют с источником электрической энергии (например, аккумуляторной батареей). Второй провод соединяют с перемычкой, которую необходимо паять. Концом угольного стержня прикасаются к месту пайки и оплавляют свинец. При необходимости добавляют дополнительный свинец. Во время пайки не следует допускать образования электрической дуги между свинцом и угольным стержнем. Спаянные места зачистить напильником.
При повреждении клеммовых штырей сделать из металла форму клеммы и при помощи угольного стержня напаять свинцом повреждённое место.
После сборки аккумулятора его затем заполняют электролитом и заряжают силой тока в 10% от ёмкости аккумуляторной батареи. К концу заряда, если электролит по плотности отличается от указанного в табл.1 и табл.2, то доводят плотность электролита доливкой дистиллированной воды (в случаях, когда плотность выше) и доливкой электролита плотностью 1,400 г/см3 (когда она ниже нормы).
Температура электролита в начале зарядки должна быть +25°С.
Ремонт частично обслуживаемого неразборного аккумулятора. При работе с частично обслуживаемыми неразборными аккумуляторами нет возможности выполнить какие-либо работы с пластинами и всё обслуживание сводится к поддержанию нормальной плотности электролита в моноблоках (банках) аккумуляторной батареи, к смене электролита в случае необходимости. Частичную смену электролита производят через верхние резьбовые отверстия методом слива старого электролита, последующего залива нового и проведения полного цикла зарядки аккумуляторной батареи.
Иногда требуется слить полностью весь электролит из аккумуляторной батареи. Через верхние резьбовые отверстия это выполнить невозможно. Приходится выполнить следующие действия:
слить из аккумулятора электролит через верхние резьбовые отверстия;
завернуть пробки в верхние резьбовые отверстия и положить аккумулятор набок;
просверлить тонким сверлом (3-5 мм) отверстия в моноблоках (банках) ближе к донной части аккумулятора;
слить через просверленные отверстия остатки электролита из аккумулятора;
запаять паяльником или иным нагревательным прибором просверленные отверстия, используя кислотостойкую пластмассу (подходидит пластмасса аккумуляторных крышек);
залить через верхние резьбовые отверстия новый электролит и провести полный цикл зарядки аккумулятора.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА
Обычно готовый аккумуляторный электролит всегда имеется в любом магазине по продаже автозапчастей. Тем не менее,т.к. изготовление электролита требует соблюдения правил техники безопасности, рассмотрим их.
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды методом смешивания.
Для приготовления электролита применяют посуду, стойкую против действия серной кислоты — керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают сначала воду, а затем, при непрерывном перемешивании, кислоту. Обратный порядок заливки кислоты не допускается.
Плотность электролита определяют при помощи ареометра и достигают необходимых норм согласно таблиц 1 и 2.
ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Большой перекос плотности электролита в моноблоках (банках) аккумулятора. Один моноблок(банка) полностью разряжен/не работает. Как это исправить?
В идеале плотность электролита в моноблоках (банках) аккумуляторной батареи должна быть одинаковой. Но из-за каких-то внешних причин (их множество, например: неравномерный нагрев аккумулятора от двигателя) происходит первоначальный перекос в плотности электролита и, как следствие, моноблоки аккумулятора начинают работать неравномерно. Это может привести к полной непригодности аккумулятора. Как это устранить? Если нет возможности выровнять этот перекос за счет изменения плотности электролита методом заряда аккумулятора (электролит в моноблоке не закипает) либо доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3 или дистилированной воды, то приходится прибегать к более радикальным методам:
Отдельная зарядка поврежденного моноблока (банки). На разборных аккумуляторах можно произвести отдельную зарядку каждого моноблока (банки) и довести плотность электролита в отдельном моноблоке до требуемого уровня. В частично обслуживаемых неразборных аккумуляторах такой возможности нет, правда, некоторые умельцы подают зарядный ток на пластины методом присоединения через верхние резьбовые отверстия, но это требует особой аккуратности, т.к. можно получить взрыв аккумулятора.
Полная разрядка всего аккумулятора в "ноль". После чего меняется электролит и производится полный заряд аккумулятора по циклу как для старых аккумуляторов. Этот метод очень вреден для аккумулятора.
Какой уровень электролита должен быть в моноблоке (банке) аккумулятора?
Уровень должен быть выше кромки пластин на 1-1,5 см. Выше этого уровня переливать не стоит, иначе в процессе зарядки парам кипящего электролита просто некуда будет деться. Сухие края пластин также не допустимы.
Можно ли поменять электролит в старой неразборной необслуживаемой аккумуляторной батарее?
Да, можно. Требуется подобрать плотные кислотостойкие пробки (хорошо подходят резиновые пробки от аптечных стеклянных бутыльков) по количеству моноблоков (банок) в аккумуляторе. Просверлить в верхней крышке отверстия, чтобы можно было их плотно закрыть подобранными пробками (для аптечных резиновых пробок - это диаметр сверла 13 мм). После слива старого электролита можно сделать процедуру очистки от сульфатации, выполнить замену электролита (производится, как в частично разборной аккумуляторной батарее) и полный цикл зарядки для старых аккумуляторов. Надо отметить, что, в связи с изначально хорошим качеством неразборных аккумуляторных батарей, иногда получаются достаточно хорошие результаты. Но заниматься таким прцессом - это уже на любителей.
Можно ли восстановить работу замкнувшего аккумулятора?
Да, можно. Для этого существуют специальные присадки. Их нужно растворять в электролите, заливать полученную смесь в аккумулятор и производить зарядку до достижения нормальной плотности состава. После чего делается замена на стандартный электролит. Гарантировать качественный результат данный процесс не может.