ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправности и ее признаки |
Вероятная причина |
Способ устранения |
1. Отсутствует заряд аккумуляторной батареи. |
а) неисправен регулятор напряжения; |
Заменить щеткодержатель с регулятором напряжения. |
б) слабо натянут ремень привода; |
Натянуть ремень. |
в) обрыв или замыкание вентилей выпрямительного блока; |
Заменить выпрямительный блок. |
г) отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами; |
Очистить щеткодержатель от грязи, проверить усилие щеточных пружин, зачистить или проточить контактные кольца. |
д) обрыв цепи возбуждения. |
Устранить обрыв цепи (особенно проверить места пайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки). |
2. Нет полной отдачи генератора. |
а) слабо натянут ремень привода; |
Натянуть ремень. |
б) межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора; |
Разобрать генератор и проверить статорную обмотку на отсутствие обрыва и замыкания. Статор с неисправной обмоткой заменить |
3. Быстрый износ щеток и контактных колец. |
а) увеличение биения контактных колец; |
Проточить и отшлифовать контактные кольца. |
б) попадания масла на контактные кольца; |
Протереть контактные кольца и щетки салфеткой, смоченной в бензине |
в) повышенное или пониженное давление щеточных пружин. |
Проверить давление щеточных пружин. |
4. Шумная работа генератора. |
а) износ или заедание подшипников; |
Заменить подшипники. |
б) задевание ротора за полюса статора. |
Заменить подшипники или, при необходимости крышки с подшипниками в сборе. |
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЕНЕРАТОРА
В процессе эксплуатации работоспособность генератора контролируется с помощью амперметра и контрольной лампы, расположенных на щитке приборов.
Если генератор работоспособный, то при включенном замке зажигания и неработающем двигателе контрольная лампа горит.
После пуска контрольная лампа гаснет и не горит на всех режимах работы двигателя. При работе двигателя на средних оборотах, включенных фарах и заряженной батарее стрелка амперметра должна находиться на нуле или несколько правее нулевой отметки.
Если амперметр постоянно показывает большой ток заряда (при заряженной аккумуляторной батарее), то это свидетельствует о неисправности генератора и его необходимо проверить на специальном стенде по схеме рис.66.
Рис.66. Схема для проверки электрических характеристик генератора
G1 - генератор; G2 - батарея аккумуляторная; РА - амперметр; PV -вольтметр; Q1, Q2 - выключатель; HL - контрольная лампа 1,2 Вт, 12 В; R1 - сопротивление шунтирующее; R2 - сопротивление нагрузки; PR -регулятор напряжения; С - конденсатор; В+, D, W - выводы генератора.
РАЗБОРКА И СБОРКА ГЕНЕРАТОРА
При необходимости разборки снять генератор с двигателя, очистить от пыли и грязи и разобрать в следующем порядке:
- снять кожух генератора, нажав одновременно на три защелки;
- снять штекер с вывода "В+" щеткодержателя;
- отвернуть два болта крепления щеткодержателя к крышке и снять его;
- отвернуть четыре стяжных винта и снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
- отвернуть три винта крепления фазных выводов к выпрямительному блоку. Статор отделить от крышки;
- отвернуть гайку крепления шкива;
- снять шкив;
- снять крышку со стороны привода вместе с подшипником с вала ротора.
Сборку генератора производить в обратном порядке.
Примечание: 1. При необходимости отделения выпрямительного блока от крышки, отвернуть болт крепления блока к крышке.
2. При разборке и сборке генератора пользоваться приспособлениями.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА
В процессе эксплуатации после обкатки автомобиля и при каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо проверить надежность крепления генератора к двигателю, натяжение ремня и соединения проводов с выводами генератора, при необходимости очистить вентиляционные окна генератора.
После 150000 км пробега необходимо:
- снять щеткодержатель с регулятором напряжения в сборе, очистить его от пыли и грязи;
- проверить высоту щеток и давление щеточных пружин.
Выступание щетки из канала щеткодержателя должно быть не менее 4,5 мм, а давление пружин соответствовать указанному в разделе Технические данные. При необходимости щеткодержатель заменить;
- внимательно осмотреть подшипники, в случае обнаружения дефекта заменить их;
- собрать генератор;
- проверить электрические параметры генератора.