Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»).
4.3. Электрооборудование. Стартер. Устройство и работа. Правила эксплуатации.
СТАРТЕР
Стартер 42.3708-10 представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с номинальным напряжением 12 В.
Рис. 67. Стартер
1 - колпак; 2 - стопорная шайба; 3 - гайка; 4 - ось рычага; 5 - винты; 6 - выводной болт; 7 - гайка; 8 - вывод; 9 - крышка реле; 10 - тяговое реле; 11 - рычаг; 12 - винты; 13 - стяжная шпилька: 14 - гайка; 15 - винты; 16 - упорное кольцо; 17 - замковое кольцо; 18 - привод; 19 - крышка со стороны привода; 20 - корпус; 21 - якорь; 22 - крышка со стороны коллектора; 23 - траверса.
Основные технические данные стартера
Номинальное напряжение, В |
12 |
Номинальная мощность (с батареей емкостью 75 А•ч), кВт |
1,65 |
Режим холостого хода при напряжении 12 В: |
потребляемый ток не более, А |
75 |
частота вращения якоря не менее, мин-1 |
5000 |
Режим полного торможения: |
потребляемый ток не более, А |
520 |
тормозной момент, Н•м (кгс•м) |
15,7(1,6) |
напряжение на клеммах стартера не более, В |
7 |
Напряжение включения реле при упоре шестерни привода в прокладку 15 мм, помещенную между шестерней и упором на валу не более, В |
8 |
УСТРОЙСТВО И РАБОТА СТАРТЕРА
Устройство стартера показано на рис.67. Основные узлы стартера:
- корпус, в котором смонтированы катушки возбуждения с полюсами;
- крышка со стороны привода, в которой установлен рычаг привода;
- крышка со стороны коллектора, в которой крепится траверса со щеткодержателями;
- привод, состоящий из приводной шестерни и роликовой муфты свободного хода;
- якорь, состоящий из вала и напрессованных на него пакета железа и коллектора. Пакет состоит из набора пластин, имеющих по окружности 29 полузакрытых пазов. В пазы пакета уложены секции обмотки, изготовленные из медной проволоки. Концы секций припаяны к пластинам коллектора в установленной последовательности. Вал якоря имеет эвольвентные шлицы, по которым перемещается привод стартера;
- якорь в стартере имеет три опоры: в крышках со стороны коллектора и привода и в промежуточном подшипнике;
- тяговое реле состоит из катушки, ярма, якоря, штока с контактной пластиной и крышки с контактными болтами. Катушка имеет две обмотки, втягивающую (сериесную) и удерживающую (шунтовую).
Стартер работает следующим образом: при повороте ключа включателя зажигания по направлению часовой стрелки в положение пуска (нефиксированное положение), включается электрическая цепь дополнительного реле РС-507Б, через контакты которого ток поступает от аккумуляторной батареи к тяговому реле. Якорь тягового реле под воздействием электромагнитного поля двух обмоток втягивается. Движение через шток и рычаг передается приводу стартера. Привод передвигается по шлицам вала якоря, и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя. В конце хода якоря тягового реле контактная пластина замыкает главные контакты, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи, одновременно отключая втягивающую обмотку реле.
Якорь стартера начинает вращаться, прокручивая коленчатый вал двигателя. После запуска двигателя при отпускании ключа включателя зажигания, который при повороте под действием пружины отключает от цепи питания дополнительное реле РС-507Б, а вместе с ним и обмотки тягового реле.
Под действием возвратной пружины тягового реле якорь реле перемещается в исходное положение и посредством рычага выводит шестерню привода из зацепления с венцом маховика двигателя.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРТЕРА
1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 10 секунд.
2. В случае если двигатель после первой попытки не запускается, следующую попытку пуска двигателя продолжить не ранее, чем через 15-20 секунд.
Похожие статьи:
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.1. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Кривошипно - шатунный механизм.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.3. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Система смазки.
Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов, агрегатов, элементов транспортных средств → Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»)
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.2. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Газораспределительный механизм.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.4. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Системы охлаждения, питания топливом, впуска воздуха и выпуска отработавших газов, вентиляции картера.