В систему входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения. Схемы включения изделий световой сигнализации показаны на рис.146 и 147. На автомобилях установлен электронный прерыватель 7 (см.рис.146) указателей поворотов. Особенностью этого прерывателя является наличие отдельных цепей для управления миганием и контролем за работой указателей поворотов тягача и полуприцепа.
Питание на прерыватель указателей поворотов подается от предохранителя по красному проводу на штекерную колодку выключателя 3 аварийной сигнализации и через его постоянно замкнутые контакты возвращается снова на штекерную колодку и по серому проводу поступает на штекерную колодку прерывателя 7, на клемму «+». Далее рабочий ток попадает на «+» электронного элемента и выходит из него на « - » через штекерную колодку и черный провод. Электронный элемент задает определенную частоту и длительность мигающего сигнала и посылает его на обмотку главного реле Рг, которая подключена к электронному элементу. Постоянно разомкнутые контакты реле Рг начинают включаться с заданной частотой, и этот сигнал поступает с контактов реле Рг на клемму П штекерной колодки, с нее по коричневому проводу на выключатель аварийной сигнализации, по другому коричневому проводу на штекерную колодку комбинированного подрулевого переключателя 11.
При включении левого поворота питание подается на штекерную колодку, с нее по зеленому проводу на клемму «ЛБ» (левый борт) прерывателя 7. С клеммы «ЛБ» рабочий ток проходит двумя путями:
· на обмотку реле Рт (реле тягача);
· на обмотку реле РП (реле полуприцепа).
Обе обмотки намотаны толстым проводом и являются силовыми. С обмоток этих реле рабочий ток поступает на клеммы «ЛТ» (левый поворот тягача) и «ЛП» (левый поворот полуприцепа).
С клеммы «ЛТ» ток поступает по желтому проводу на штекерный соединитель XV и с него по желтому проводу на левый боковой повторитель тягача и одновременно с клеммы «ЛТ» по желтым проводам на штекерные соединители II и XIII и через них к переднему и заднему левым указателям поворота тягача. С клеммы «ЛП» рабочий ток поступает по красному проводу на штекерные соединители II и XI и через них на клемму II штепсельной вилки электрокабели питания основных потребителей полуприцепа.
Таким образом, цепи тягача и полуприцепа выполнены отдельно, и рабочий ток их ламп проходит соответственно через обмотки РТ и Рп, что заставляет работать постоянно разомкнутые, контакты реле Рт и Рп с той же частотой, что и главное реле Рг.
Одновременно с описанным, питание подается с клеммы «+» штекерной колодки прерывателя 7 на контакты реле Рт и Рп и через них выходит на клеммы «КТ» (контрольная лампа тягача) и «КП» (контрольная лампа полуприцепа). С клеммы «КТ» по голубому проводу и с клеммы «КП» по розовому прерывистый сигнал с реле Рт и Рл подается на контрольные лампы, установленные в блоке 6 контрольных и сигнальных ламп. Рабочий ток проходит через контрольные лампы тягача и полуприцепа, и они начинают мигать, сигнализируя об исправности основных ламп, установленных в фонарях.
Если в фонарях полуприцепа лампы перегорят, то не будет рабочего тока через обмотку реле Рп, и контакты реле останутся разомкнутыми. Контрольная лампа поворотов полуприцепа гореть не будет.
При перегорании любой из трех ламп тягача (передняя, задняя или боковая) контрольная лампа поворотов тягача также гаснет. Таким образом, с помощью контрольных ламп осуществляется контроль исправности ламп, установленных на тягаче и полуприцепе.
По описанному выше принципу работы указателей поворотов левого борта тягача и полуприцепа по схеме рис.146 можно проследить аналогичную работу сигналов поворотов правого борта.
При аварийной ситуации на дороге или неисправности автопоезда водитель имеет возможность включать одновременно все указатели поворотов тягача и полуприцепа с помощью выключателя 3 (см.рис.146) аварийной сигнализации. При этом все указатели поворотов работают в мигающем режиме. Включение производится следующим образом. Вытягивается на себя рукоятка выключателя 3. При этом рабочий ток поступает с предохранителя № 5 по белому проводу на контакты выключателя аварийной сигнализации, которые при включении замыкаются и рабочий ток проходит на штекерную колодку и на серый провод питания прерывателя указателей поворотов. Прерыватель работает в описанном выше режиме и выдает прерывистый сигнал через контакты главного реле Рг на клемму «П» прерывателя. С нее рабочий ток по коричневому проводу подается на выключатель аварийной сигнализации, через замкнутые контакты которого попадает на контрольную лампу; лампа мигает. Одновременно ток подводится на розовый и зеленый провода штекерной колодки выключателя 3 аварийной сигнализации, которые выходят соответственно на штекеры ПБ и ЛБ штекерной колодки прерывателя 7.
С этих клемм осуществляется выход рабочего тока не на две обмотки Рт и Рп, как при включении указателей поворотов, а на все четыре. С этих обмоток так поступает на рабочие лампы указателей поворотов левого и правого бортов тягача и полуприцепа, как было описано выше. При включении выключателя 3 вся система выключается.
На автомобилях установлены четыре выключателя, используемые в тормозной системе для включения сигналов торможения. Это обусловлено тем, что на автомобилях имеется ряд тормозных систем; рабочая, стояночная, вспомогательная, запасная. Каждый из выключателей установлен в определенной магистрали тормозных систем и работает на одни и те же лампы сигналов торможения тягача и полуприцепа.
Включатели 2, 8 и 5 (см.рис.147) включаются при подаче в них воздуха. Выключатели 1 и 4 являются датчиками падения давления (ММ124Б), работают в тормозной системе под давлением воздуха, вследствие чего контакты их разомкнуты. Когда воздух из датчиков выпускается, происходит включение их контактов.
При нажатии на педаль тормоза основных тормозов включается выключатель 5, выполненный с постоянно разомкнутыми контактами (ММ125), при торможении в него подается сжатый воздух и включает его контакты.
При включении вспомогательного тормоза тягача сжатый воздух подается на выключатель 2 сигналов торможения, также выполненный с постоянно разомкнутыми контактами (ММ125). При подаче воздуха происходит включение контактов.
При снижении давления воздуха в магистрали питания полуприцепа, что может быть при нарушение герметичности системы, при обрыве её элементов или обрыве полуприцепа, также происходит включение контактов выключателя 4. Этот выключатель-датчик (ММ124Б) замыкает контакты при снижение давления в системе. Все три выключателя 2, 4 и 5 сблокированные на штекерных соединителях I и III в одну цепь и красным проводом связаны со штекером на блок контрольных и сигнальных ламп.
Включают сигналы торможения эти три выключателя следующим образом. Напряжение подается от предохранителя №9 к клемме 30 реле Р2 включения сигналов торможения, а также к клемме 85 этого же реле.
Пройдя обмотку реле, рабочий ток с клеммы 86 поступает на клемму блока 13 контрольных сигнальных ламп и с него через штекерные соединители I и III на выключатели 2, 4 и 5. При срабатывании любого из этих трех выключателей происходит замыкание контактов 30 и 87 реле Р2 и ток подается по серым проводам на штекерные соединители III, XI, XIII и XIV и с них на лампы сигналов торможения, а также на клемму 1 штепсельной вилки 15 соединительного электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа.
При включении вспомогательного тормоза вместе с выключателем 2 срабатывает выключатель 3. При подаче сжатого воздуха контакты выключателей замыкаются и включают на массу обмотку реле Р7. Рабочий ток от предохранителя №11 подается на клеммы 30 и 5 реле В7, через обмотку реле на клемму 86, на штекерный соединитель III и по черному проводу к выключателю 3. Реле Р7 замыкает контакты штекеров 30 и 87 и по фиолетовому проводу рабочий ток подается на штекерные соединители III и XI и на клемму III штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа, и на электропневмоклапан, управляющий системой притормаживания полуприцепа. Таким образом, при включении вспомогательного тормоза тягача происходит одновременное притормаживание полуприцепа и включение сигналов торможения, как на тягаче, так и на полуприцепе. Выключатель 1 сигналов торможения (ММ124Б) включает последние при установке автомобиля на стояночный тормоз. Он находится под давлением, и его контакты разомкнуты. При включении тормоза воздух выпускается из тормозных камер и выключателя, и его контакты замыкаются. Рабочий ток проходит от предохранителя 12 по серому проводу на клемму « + » прерывателя (см.рис.147) контрольной лампы стояночного тормоза, через замкнутые контакты прерывателя, обмотку для нагрева термобиметаллического элемента и выходит на клемму « — », с которой по коричневому проводу подается на штекерный соединитель блока 13 контрольных и сигнальных ламп. Далее ток идет по коричневому проводу через соединитель I на выключатель 1. При включенном выключателе 1 контрольная лампа загорается. Рабочий ток, проходящий по этой цепи, нагревает термобиметаллический элемент прерывателя 7, и контакты его размыкаются. После охлаждения элемента контакты прерывателя замыкаются, и цикл повторяется, контрольная лампа мигает.
Одновременно при включении стояночного тормоза рабочий ток поступает от предохранителя №9 к клеммам 85 и 30 реле Р2, через обмотку реле на штекер 86 и далее к клемме блока 3 контрольных и сигнальных ламп, с которого через разделительный диод попадает на штекерную колодку блока и по коричневому проводу к соединителю I и выключателю 1. Реле замкнет контакты штекеров 30 и 87. Рабочий ток по серому проводу попадает на соединители III, XI, XIII и XIV и через клемму I штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа включаются сигналы торможения тягача и полуприцепа.