МАЗ-504ВРемонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ (МАЗ-5335, МАЗ-53352, МАЗ-516Б, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-504В, МАЗ-64227, МАЗ-54322, МАЗ-5440, МАЗ-6430, МАЗ-5516, МАЗ-64228-9506, МАЗ-6317, МАЗ-63171).

Гостиницы, отели мира (Справочник)

 

9. Седельно-сцепное устройство

 

Седельно-сцепное устройство (рис.162) предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части массы полуприцепа на раму тягача. Оно является
также поворотным устройством, обеспечивающим взаимный поворот седельного тягача и полуприцепа.
Седельно-сцепное устройство прикреплено к раме автомобиля болтами. На подставке закреплены два кронштейна 2 с шарнирами 5. Седло соединяется с кронштейнами с помощью двух осей 14, которые стопорятся от проворота и осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Оси седла свободно вращаются во втулках шарниров, чем обеспечивается продольный наклон седла. Шарниры позволяют значительно снять динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон седла до 3°.
Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 13, установленных на осях 7, запорного кулака 12 со штоком и пружиной 11, защелки 10 с пружиной 9 рукоятки 8 управления расцепкой и предохранительной планки 15.
Запорный кулак может занимать три положения:
· заднее (запорный кулак находится в пазу, образованном захватами) - захваты закрыты и заперты кулаком;
· исходное положение для сцепки с полуприцепом (запорный кулак упирается в торцы захватов) - захваты открыты;
· переднее (запорный кулак зафиксирован защелкой 10) – захваты закрыты, но не заперты кулаком. Шток запорного кулака удерживается
от случайного перемещения в переднее положение предохранительной планкой.
Для расцепки тягача от полуприцепа нужно предварительно повернуть предохранительную планку 15 и с помощью рукоятки 8 отверстия в переднее положение кулак 12, где он фиксируется защелкой 10. Таким образом, захваты не заперты кулаком и при движении тягача шкворень полуприцепа выходит из зева захватов 13. При этом захваты поворачиваются, а штифт 16, закрепленный на захвате, воздействует на защелку 10, которая освобождает запорный кулак. Кулак под воздействием пружины 11 перемещается назад и упирается в торцы захватов, занимая исходное положение для последующей сцепки с полуприцепом.
При сцепке тягача с полуприцепом шкворень упирается в открытый зев захватов и поворачивает их. При этом образуется паз между передними концами захватов, в который под воздействием пружины входит запорный кулак, обеспечивая надежное их запирание, а предохранительная планка, автоматически поворачиваясь, запирает шток кулака.

 

Автомобили МАЗ. Седельно-сцепное устройство.

 

Ремонт

Седельно-сцепное устройство, как правило, требует ремонта только после длительной эксплуатации. Наиболее изнашиваемыми деталями в седельном устройстве являются захваты, шарниры, запорный кулак. Такие детали, как шарниры, ремонту не подлежат и в случае необходимости заменяются новыми.
Наибольший размер шкворневого отверстия в захватах (в закрытом положении) не должен превышать 56мм (номинальный размер 50,8±0,2мм). Изношенные захваты заменяются новыми. При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5мм запорный кулак необходимо заменить (номинальный размер рабочей части кулака 74±0,1мм). Для замены изношенных деталей нужно снять седельно-сцепное устройство с автомобиля и, перевернув вверх кронштейнами, положить на подставку высотой не менее 200мм. Для снятия шарниров отвертывают болты крепления стопорной пластины, снимают пластину и выбивают оси. Кронштейны с шарнирами снимают, выпрессовывают старые шарниры и запрессовывают новые с помощью оправки на прессе.
При этом торцы наружных втулок шарниров должны выступать симметрично из кронштейна на 2мм. Кронштейны с новыми шарнирами устанавливают на место, и их оси закрепляют стопорными пластинами.
Для снятия захватов отвертывают гайку крепления запорного кулака и снимают запорный кулак. Пальцы крепления захватов расшплинтовывают, выбивают пальцы и снимают захваты. При этом проверяют надежность крепления шпильки запорного кулака. Шпилька должна быть завернута до упора своим торцом в тело седла и заварена с наружной стороны.
Новые захваты и запорный кулак устанавливают в обратной последовательности.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 3260 просмотров