Печать Печать Печать

МАЗ-504ВРемонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ (МАЗ-5335, МАЗ-53352, МАЗ-516Б, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-504В, МАЗ-64227, МАЗ-54322, МАЗ-5440, МАЗ-6430, МАЗ-5516, МАЗ-64228-9506, МАЗ-6317, МАЗ-63171).

Содержание
2. Двигатель
2. Двигатель 2.1. Двигатели семейства МАЗ. 2.1.1. Блок цилиндров, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Устройство. 2.1.1.1. Техническое состояния кривошипно-шатунного и газораспределительных механизмов, обслуживание и регулировка. 2.1.1.2. Ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительных механизмов. 2.1.2. Система смазки двигателя. Устройство. 2.1.2.1. Техническое обслуживание системы смазки двигателя. 2.1.2.2. Ремонт системы смазки двигателя. 2.1.3. Система охлаждения двигателя. Устройство. 2.1.3.1. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя. 2.1.3.2. Ремонт системы охлаждения двигателя. 2.1.4. Система питания двигателя. Устройство. 2.1.4.1. Техническое обслуживание системы питания двигателя. 2.1.4.2. Ремонт системы питания двигателя. 2.1.5. Система обеспечения двигателя воздухом. Устройство. 2.1.5.1. Техническое обслуживание системы обеспечения двигателя воздухом. 2.1.5.2. Ремонт системы обеспечения двигателя воздухом.
6. Тормозные системы
6. Тормозные системы 6.1. Тормозные механизмы. Устройство. 6.1.1. Пневматический тормозной привод. Устройство. 6.1.2. Компрессор. Устройство. 6.1.3. Регулятор давления. Устройство. 6.1.4. Водоотделитель. Устройство. 6.1.5. Двойной защитный клапан. Устройство. 6.1.6. Двухсекционный тормозной кран. Устройство. 6.1.7. Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Устройство. 6.1.8. Кран вспомогательной тормозной системы. Устройство. 6.1.9. Ускорительный клапан. Устройство. 6.1.10. Регулятор тормозных сил. Устройство. 6.1.11. Одинарный защитный клапан. Устройство. 6.1.12. Двухмагистральный клапан. Устройство. 6.1.13. Клапан управления полуприцепа с двухпроводным приводом. Устройство. 6.1.14. Тормозной кран обратного действия. Устройство. 6.1.15. Предохранитель от замерзания. Устройство. 6.2. Регулировка тормозных механизмов. 6.2.1. Пнематический тормозной привод. Техническое обслуживание. 6.3. Ремонт тормозов. 6.3.1. Тормозной кран. Ремонт. 6.3.2. Регулятор давление с предохранительным клапаном. Ремонт. 6.3.3. Водоотделитель. Ремонт. 6.3.4. Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Ремонт. 6.3.5. Тормозной кран обратного действия. Ремонт. 6.3.6. Пружинные энергоаккумуляторы. Ремонт. 6.3.7. Регулятор тормозных сил. Ремонт.
7. Электрооборудование
7. Электрооборудование 7.1. Электрооборудование автомобилей МА3-54322, МАЗ-64227. 7.2. Система электропуска. 7.2.1. Стартер. Устройство, техническое обслуживание и ремонт. 7.2.2. Выключатель массы батарей. Устройство. Техническое обслуживание. Ремонт. 7.2.3. Аккумуляторные батареи. Устройство. Техническое обслуживание. 7.2.4. Электрофакельное устройство. Устройство. Техническое обслуживание. 7.2.5. Предпусковой подогреватель. Устройство. Техническое обслуживание и ремонт. 7.3. Система электроснабжения (Генератор). Устройство. 7.3.1. Система электроснабжения (Генератор). Техническое обслуживание. 7.3.2. Система электроснабжения (Генератор). Ремонт. 7.4. Система освещения. Устройство. 7.4.1. Система освещения. Техническое обслуживание. 7.5. Система световой сигнализации. Устройство. 7.5.1. Система световой сигнализации. Техническое обслуживание. 7.6. Система звуковой сигнализации. Устройство. 7.6.1. Система звуковой сигнализации. Техническое обслуживание. 7.7. Контрольно-измерительные приборы. Устройство. 7.7.1. Контрольно-измерительные приборы. Техническое обслуживание. 7.7.2. Контрольно-измерительные приборы. Ремонт. 7.8. Дополнительное оборудование. Устройство. 7.8.1. Дополнительное оборудование. Техническое обслуживание. Ремонт.
9. Седельно-сцепное устройство 10. Карта смазки автомобиля Форум МАЗ

 

4.4.1.  Передний мост и рулевые тяги. Техническое обслуживание. Ремонт

 

Техническое обслуживание

При осмотре переднего моста необходимо обратить внимание на степень затяжки конусного соединения шкворня и на состояние упорного подшипника. При износе упорного подшипника увеличивается зазор между верхним ушком поворотной цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4мм. При необходимости следует ставить металлические прокладки. Особое внимание обращают на величину износа шкворня и втулки поворотной цапфы. Изношенные бронзовые втулки цапфы заменяют новыми. Нужно регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.

Автомобили МАЗ. Установочные параметры колёс

Требуют регулярной проверки углы установки передних колес, так как вследствие износа и деформации деталей углы во время эксплуатации могут изменяться. При правильном угле развала разность расстояний Н и В должна быть 7-11мм (рис.74). Угол схождения колёс в горизонтальной плоскости устанавливают регулировкой длины поперечной рулевой тяги, на концах которой имеется правая и левая резьба.
При установке передних колес для движения по прямой расстояние Б между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади должно быть больше расстояния А спереди на 3-5 мм (см.рис.74).
Для регулировки схождения колес нужно ослабить затяжку болтов хомутов обоих наконечников поперечной рулевой тяги и вращением тяги (ввертыванием её в наконечник при большом схождении и вывертыванием – при недостаточном) изменить её длину так, чтобы обеспечить нормальную величину схождения колёс.  После регулировки тщательно затянуть гайки стяжных болтов хомутов наконечников тяги.
Угол поворота левого колеса влево и правого колеса вправо должен быть 36°. Регулировку углов поворота колес производят изменением длины упорных болтов, ограничивающих поворот колес. Упорные болты ввернуты в выступы рычагов рулевой трапеции. При вывертывании болта из рычага угол поворота колеса уменьшается, и наоборот. При регулировке шаровых сочленений продольной рулевой тяги регулировочную гайку 5 (см.рис.72) завёртывают до упора с приложением момента 12-16 кгс.м, а затем отвёртывают её на 1/8-1/12 оборота. Крышку 6 устанавливают на место, повернув её на 120° относительно первоначального положения, и край крышки обжимают в паз наконечника 3 для стопорения гайки 5.
Крышку 6 необходимо поворачивать на 120° при каждой регулировке шарового сочленения, предварительно выпрямив деформированный участок крышки. Шаровые сочленения поперечной рулевой тяги и силового цилиндра усилителя руля регулируются аналогично.
Для проверки затяжки подшипников ступиц нужно поднять колесо домкратом и накачиванием его с помощью монтировки определить наличие люфта, а поворотом колеса - лёгкость вращения. При наличии люфта или тугого вращения колеса производят регулировку подшипников ступицы.
Регулировку подшипников ступиц колёс производят с особой тщательностью. Подшипники могут разрушаться при слишком слабой затяжке от возникающих во время движения ударов, при чрезмерной затяжке - вследствие их нагрева и вытекания смазки.
Для регулировки затяжки подшипников ступиц передних колес нужно выполнить следующее:
· поднять переднюю часть автомобиля домкратом, снять крышку ступицы, ослабить гайку 10 подшипника (см.рис.71) и проверить, свободно ли вращается колесо от толчка рукой. Если колесо вращается не свободно, то выяснить причину, для чего снять ступицу и проверить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника, устранить недостаток и только после этого приступить к регулировке;
· затянуть гайку подшипника ключом с длиной плеча 400мм усилием 30кгс так, чтобы колесо туго вращалось от руки. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой вращать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение;
· отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы). Если штифт гайки находится между отверстиями замковой шайбы, повернуть гайку в сторону увеличения зазора (до очередного отверстия);
· суммарный угол отворачивания гайки не должен превышать 60°, после этого колесо должно вращаться свободно, но без заметного зазора;
· установить замковую шайбу 12, стопорную шайбу 9 и, затянув до отказа контргайку 10, застопорить её отгибом шайбы;
· проверить еще раз вращение ступицы. Ступица должна легко проворачиваться от усилия рук, при этом не должно ощущаться осевого люфта.

 

Ремонт переднего моста и рулевых тяг

Ремонт переднего моста обычно заключается в замене шкворневых втулок и значительно реже - шкворня и распорной втулки (в случае многократных замен втулок шкворня) и опорного подшипника. Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома. Перед этим следует исключить люфт в подшипниках ступицы колеса.

Для замены втулок шкворня передний мост необходимо снять с автомобиля. Порядок снятия переднего моста следующий:
· ослабить гайки стремянок рессор;
· поднять переднюю часть автомобиля и поставить на подставки или козлы;
· снять амортизаторы;
· отсоединить продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;
· отворачивая гайки стремянок рессор, освободить балку моста;
· выкатить передний мост из-под шасси автомобиля;
Разборку и сборку переднего моста удобнее производить на специальном стенде. Порядок разборки следующий:
· снять колеса, диски ступиц колёс, отсоединить и снять поперечную рулевую тягу 32 (см.рис.71);
· снять наружную крышку ступицы, отвернуть гайки 13 подшипников и снять ступицу 1 (рис.75) с барабаном, не повредив сальник;
· снять регулировочный рычаг 19 (см.рис.71), оттяжные пружины колодок, колодки 26 и вынуть разжимной кулак 18;
· снять суппорт 28;
· снять рычаг продольной рулевой тяги и рулевой трапеции;
· отвернуть гайку шкворня и с помощью приспособления выпрессовать шкворень 20;
· снять поворотный кулак 11, подшипник шкворня 31, сферическую шайбу 25 и регулировочные прокладки 23.
Дальнейшая разборка при необходимости производится в такой последовательности:
· установить ступицу в сборе с барабаном на верстаке;
· снять крышку сальника ступицы и извлечь сальник 16;
· вынуть внутренний подшипник 15 и выпрессовать наружное кольцо при помощи съёмника (рис.76);
· перевернуть ступицу и выпрессовать наружное кольцо наружного подшипника при помощи съёмника.
Разобранные детали переднего моста промывают и тщательно осматривают.
Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.
Проверка отверстия под шкворень производится специальным конусным калибром, больший диаметр конуса которого 50мм, конусность 1:10. При постановке в отверстие калибр не должен иметь качаний, осевое смещение его не должно превышать 1,5мм. Износ большой шейки шкворня и распорной втулки по наружному диаметру допускается до диаметра 49,97мм. В случае большего износа детали подлежат замене.
Характерными дефектами поворотных кулаков является износ бронзовых втулок шкворня и износ шеек под подшипники. Втулки шкворня заменяют в случае, когда зазор в сопряжении шкворень-втулка превышает 0,1мм. После запрессовки новых втулок их развёртывают до диаметра 50+0,039мм.
Развёртывание втулок производят «в линию» специальной развёрткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.
При развёртывании втулок нужно выполнить следующее:
· запрессовать в поворотный кулак бронзовую втулку 2 шкворня
(рис.77, а) и посадить специальную направляющую втулку 3 во второе отверстие под втулку шкворня;
· развернуть бронзовую втулку шкворня;
· извлечь направляющую втулку и на её место запрессовать вторую бронзовую втулку шкворня;
· развернуть вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис.77, б).
Предельный износ шеек под подшипники: под наружный до диаметра 59,94мм, под внутренний до диаметра 69,93 мм.
В случае наличия ощутимых зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции шарниры разбирают и после смены изношенных деталей регулируют. На рабочих поверхностях подшипников не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушений. Ролики и сепараторы не должны иметь разрушений.
Сборку переднего моста производят в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание обращают на надёжность крепления шаровых пальцев тяги рулевой трапеции, рычагов рулевых тяг и суппортов переднего тормоза с поворотным кулаком. Если в соединениях пальцев с рычагами после затяжки гаек ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить новыми.
Установку передней оси на автомобиль производят в последовательности, обратной снятию. После установки оси на автомобиль необходимо проверить регулировку подшипников ступиц колёс (в сборе с колесом), произвести регулировку схождения колёс и проверить угла поворота колёс.

Автомобили МАЗ. Шкворень.ремонт



ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА...

Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА...

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112

В России могут уменьшить ширину дорожных...

До конца года правительство планирует принять проект предварительного национального стандарта...

«Майский указ» президента коснётся...

7 мая Президент Владимир Путин подписал указ "О национальных целях и стратегических...

Новые правила техосмотра вступили в силу

C 4 мая 2018г. в России вступают в силу поправки в Закон "О техническом осмотре...

1.1. МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие...

Универсально-пропашные тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 относятся к лучшим...

Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ –...

Настоящее руководство имеет целью ознакомить работников автомобильных хозяйств, станций...

Volkswagen Polo. Эксплуатация,...

Руководство содержит общие сведения об устройстве автомобилей Volkswagen Polo их модификаций,...

Renault Logan. Эксплуатация, обслуживание...

Руководство содержит общие сведения об устройстве автомобилей Renault Logan их модификаций,...

1.1. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3,...

Настоящая инструкция предназначена для использования, водителями, специалистами сервисных...

Подписан закон о налоговых льготах для...

Одобренный ранее Госдумой законопроект о налоговом вычете для владельцев транспортных средств с...

Автомобильные аккумуляторные батареи

Аккумуляторная батарея — химический источник электрического тока, состоящий из объединения...