Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом (рис.102). Предназначен для управления однопроводной системой пневматического привода тормозов полуприцепа.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) сжатый воздух подводится от воздушного баллона к выводу II, вывод I соединён с атмосферой через тормозной кран. При этом под действием силовой пружины 2 диафрагма 6 с толкателем 10 находится в нижнем положении.
Седлом толкателя выпускное окно закрыто, вывод III разобщён с атмосферой. Стержень клапана перемещён в нижнее положение и оторван от седла клапана 11, впускное окно открыто, вывод II соединён с выводом III. Сжатый воздух от вывода II через открытое впускное окно клапана проходит к выводу III и далее в соединительную магистраль управления тормозами полуприцепа однопроводного привода.
Одновременно сжатый воздух поступает в полости «Б» и «В». Давление в них одинаковое, однако вследствие того, что площадь поршня 9, на которую воздействует давление сжатого воздуха в полости «В», больше, чем в полости
«Б», поршень перемещается вверх до упора в крышку 19.
При достижении давления в магистрали полуприцепа 5,0-5,2кгс/см² седло клапана 11 под действием этого давления, перемещается вниз, сжимая пружину 12, закрывает впускное окно и прекращает подачу сжатого воздуха в тормозную магистраль.
При снижении давления в тормозной магистрали ниже заданных пределов 5,0-5,2кгс/см² седло клапана под действием пружины 12 перемещается вверх и вновь открывает впускное окно.
При торможении автомобиля сжатый воздух от тормозного крана подается к тормозным камерам и к выводу I крана управления тормозами полуприцепа с однопроводным приводом.
Сжатый воздух от вывода I через отверстие в корпусе, заполняя полость «А», действует на диафрагму 6, имеющую большую площадь, и перемещает толкатель 10 вверх, преодолевая сопротивление пружины 2. При перемещении
толкателя вверх стержень клапана 17 пол действием пружины 18 прижимается к седлу толкателя 10 до тех пор, пока не упрется в седло клапана 11 и не закроет впускное окно, разобщив при этом вывод II с выводом III. При дальнейшем перемещении толкателя его седло отрывается от стержня клапана 11, открывает выпускное окно, сообщая при этом вывод III с атмосферой. Сжатый воздух через полый толкатель и отверстие в верхней крышке выходит в атмосферу. Следящее действие осуществляется поршнем 9.
При снижении давления в полости В вследствие повышения давления в полости А (давление в полости Б остается прежним) поршень начинает воспринимать усилие от давления в полости А. Под действием разности давлений поршень начинает перемещаться вниз, перемещая при этом толкатель, седло которого закрывает выпускное окно.
Дальнейшее повышение давления в выводе I приводит к полному выпуску воздуха из тормозной магистрали полуприцепа и тем самым к полному его торможению. При этом толкатель 10 находится в крайнем верхнем положении,
выпускное окно открыто, впускное закрыто. Поршень 9 упорным кольцом толкателя прижат к крышке 19.
При оттормаживании автомобиля вывод I сообщается с атмосферой через отверстие тормозного крана. Давление в полости А падает. Толкатель 10 с силовой пружиной 2 под действием усилия, передаваемого поршнем от давления в полости В, перемещается вниз. Седло толкателя упирается в стержень клапана 17 и закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с
атмосферой. При дальнейшем перемещении толкателя пружина 18 сжимается, клапан 17 отрывается от седла клапана 11, сообщая вывод II с выводом III. Сжатый воздух поступает в тормозную магистраль полуприцепа. Клапан переводится в исходное положение.