МАЗ-504ВРемонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ (МАЗ-5335, МАЗ-53352, МАЗ-516Б, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-504В, МАЗ-64227, МАЗ-54322, МАЗ-5440, МАЗ-6430, МАЗ-5516, МАЗ-64228-9506, МАЗ-6317, МАЗ-63171).

Содержание (скрыть/показать)

Гостиницы, отели мира (Справочник)

 

7.3.2 Система электроснабжения (генератор). Ремонт

 

Автомобили МАЗ. Крепление генератора

 

Для ремонта генераторная установка снимается с двигателя, для чего необходимо (рис.139):
· отключить выключатель массы батарей;
· отсоединить провода от клемм «+» и «В» ГУ (см.рис.136);
· ослабить болт 1 (см.рис.139) планки натяжения ремней;
· ослабить гайку 11 крепления ГУ;
· ослабить болт 15 крепления пальца;
· вывернуть болт 1;
· придерживая ГУ, чтобы не сломать крепежные кронштейны, вывернуть болт 17;
· вынуть палец 14;
· снять ремни со шкива;
· снять ГУ с двигателя.
Снятую с двигателя ГУ надо очистить от пыли и произвести ее разборку в следующем порядке (см.рис.136):
· отсоединить винт 20 крепления проводов;
· отвернуть два винта крепления щеткодержателя и снять его;
· отвернуть два винта крепления ИРН и вынуть регулятор;
· отвернуть три винта 4 крепления защитной крышки подшипника;
· отвернуть четыре стяжных винта 17 и снять крышку 7 генератора вместе со статором;
· отвернуть гайки 1 фазных выводов от выпрямительного блока и отделить статор 8 от крышки 7;
· отвернуть гайки крепления клеммы «+» на крышке 7 и три винта крепления выпрямительного блока и вынуть блок;
· отвернуть гайку 15 крепления шкива и снять шкив 14;
· снять вентилятор 12;
· выбить шпонку 13 и снять распорную втулку 11;
· с помощью съемника снять крышку 10 с вала ротора вместе с подшипником;
· вынуть подшипники из крышек 7 и 10.
После разборки детали и узла ГУ необходимо осмотреть, убедиться в отсутствии повреждений, а также проверить исправность обмоток, выпрямительного блока и регулятора напряжения. Высота щеток должна быть не менее 8мм. Изношенные щетки надо заменить. Шкив, имеющий сколы, также подлежит замене. Износ ручьев шкива проверяется штангельциркулем по двум роликам диаметром 9мм, вложенным в ручьи. Размер по роликам должен
быть не менее 83,5 мм. В случае меньшего размера шкив необходимо заменить. Поломки или трещины в крышках также недопустимы - такие крышки подлежат замене.
Внимательно осматриваются подшипники. Если внешним осмотром нарушений в подшипниках не отмечено, их можно использовать для дальнейшей эксплуатации.
При осмотре крышки 7 следует обратить внимание на выработку отверстия под подшипник. Выработка (овальность) образуется в верхней части отверстия. Необходимо измерить величину этой выработки. Размер отверстия под подшипник выполняется Ø35±0,008мм. Допускается увеличение размера до 35,40мм. Если размер больше допустимого, крышку необходимо заменить.
Отверстия под подшипник в крышке со стороны привода выполняются Ø47+0,027мм. Допускается износ до размера Ø47,04мм.
Отверстия в кронштейнах крышек должны быть в пределах размера Ø10,2+0,24мм. В случае выработки запрессовываются новые втулки, и рассверливается отверстие до указанного значения.
При осмотре ротора генератора следует убедиться в надежности крепления подшипников на валу ротора. Шейки вала выполняются Ø15±0,07мм под подшипник в крышке со стороны контактных колец и Ø17±0,06мм под подшипник в крышке со стороны привода. Допускаются размеры шеек вала соответственно Ø14,94 и 16,9мм. Если шейки имеют меньший размер, то ротор необходимо заменить.
Ротор проверяется на витковое замыкание и замыкание обмотки возбуждения на корпус. Сопротивление обмотки ротора должно быть 3,7±0,2Ом при температуре +25°С. Уменьшение сопротивления свидетельствует о наличии виткового замыкания, и ротор подлежит замене.
Может иметь место отпайка проводов от контактных колец.

Автомобили МАЗ. Проверка выпрямительного блока

В этом случае провода необходимо припаять к кольцам и место пайки закрасить.
Если кольца ротора имеют выработку, то их необходимо проточить с последующей полировкой. Диаметр колец должен быть не менее 30,0мм; при размере менее 30 мм кольца подлежат замене.
Статор генератора проверяется на замыкание обмотки на корпус. Проверка производится аналогично проверке ротора контрольной лампой.
Обмотка статора может иметь витковое замыкание. Это приводит к перегреву катушек статора и выходу их из строя. Недостаток определяется внешним осмотром по изменению цвета катушек и нарушению их надежной, безлюфтовой посадки в статорные пазы.
Статор с поврежденными катушками необходимо заменить.
Исправность выпрямительного блока проверяется контрольной лампой напряжением не выше 24В, как показано на рис. 140. Блок проверяется в прямом и обратном направлениях. Для проверки в прямом направлении «+» источника постоянного напряжения через контрольную лампу подсоединяют к « - » выпрямительного блока, а « - » источника к «+» блока («+» блока определяют по фигурному отверстию 6) . В этом случае контрольная лампа должна гореть (см.рис.140, а). При измененной полярности (см.рис.140, б) лампа гореть не должна. Если эти условия не соблюдаются, то блок неисправен и подлежит замене.
Интегральный регулятор напряжения проверяется с помощью контрольной лампы, подсоединяемой к источнику постоянного напряжения 24-26В (рис.141).
Для проверки к клемме «В» регулятора присоединяют «+» источника питания, а к основанию « - ». Контрольная лампа включается на «+» источника питания и клемму «Ш» регулятора. При исправном регуляторе контрольная лампа горит полным напряжением равномерно. Если лампа не горит или горит неполным накалом, или происходит мигание — ИРН неисправен и его надо заменить.

Автомобили МАЗ. Проверка Интегрального регулятора напряжения.


После проверки деталей и узлов ГУ, разбраковки и замены деталей, сборка ведется в обратной последовательности.
Собранную ГУ проверяют проворачиванием за шкив от руки. Ротор должен вращаться легко, без заеданий и стуков, что свидетельствует о правильной сборке.
Далее ГУ необходимо проверить на работоспособность, для чего установка
помещается на стенд. Используются стенды моделей 532М, КИ-968 или любые другие, позволяющие изменять частоту вращения ротора от 0 до 5000об/мин, а также измерять рабочий ток до 30А с точностью не менее 2А и напряжение до 30В с точностью до 0,1В.
Порядок подключения ГУ к стенду определяется инструкцией на стенд. Собирается схема, показанная на рис.138. Выключателем 2 подключают ГУ и начинают вращать ротор, доводя частоту его вращения до 4000±500об/мин. Исправная ГУ должна отдавать рабочий ток, что отмечается по амперметру. Величина тока зависит от степени заряда батарей 1. Напряжение по вольтметру 11 при положении регулятора посезонной регулировки Л (лето) должно быть 27- 28В. Рекомендуется в этом режиме выдерживать ГУ на оборотах в течение 3-4мин, что является послеремонтной обкаткой.
Проверенная таким образом ГУ может быть установлена на двигатель.
Монтаж производится в порядке, обратном демонтажу.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 3007 просмотров