1. Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15минут после остановки двигателя.
Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр=118–147 Н·м (от 12 до 15кгс·м). Технические требования к затяжке по ОСТ37.001.031-72.
2. При регулировке зазоров и повторной проверке их, коромысла прижать:
а) на головке правого ряда цилиндров:
выпускных клапанов – к торцу оси;
впускных клапанов – к стопорному кольцу.
б) на головке левого ряда цилиндров:
выпускных клапанов – к стопорному кольцу;
впускных клапанов – к торцу оси.
3. Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.
4. Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30мм. Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25мм должен входить свободно, а толщиной 0,3мм – с усилием.
Примечание. При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4мм.
5. Регулировка зазоров в клапанном механизме обуславливается порядком работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 (для ЯМЗ-7601.10 – 1-4-2-5-3-6) и производится в следующей последовательности:
5.1 Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
5.2 Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.
Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано в п. 4.
6. Регулировка топливной аппаратуры на двигателе:
6.1. Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива в соответствии с пунктом 3 раздела "7. Подготовка двигателя к пуску".
6.2. Прогреть двигатель до нормального теплового режима в соответствии с пунктами 5, 6, 7 раздела "7.1. Пуск и работа двигателя".
6.3. Отвернуть колпачковую гайку 3 и винтом регулировки мощности 1 при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения 1 (см. рис. 1 и 2), установить мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900+50-20 мин-1 , которая должна быть (при стандартных условиях по ГОСТ18509-88):
• для двигателя ЯМЗ-7511.10 – 290+4кВт (395+5л.с.) при часовом расходе топлива не более 66кг/ч;
• для двигателя ЯМЗ-7512.10 – 260-265 кВт (355-360л.с.) при часовом расходе топлива не более 60кг/ч;
• для двигателя ЯМЗ-7513.10 – 305-310 кВт (415-420л.с.) при часовом расходе топлива не более 71кг/ч;
• для двигателя ЯМЗ-7514.10 –310±5 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 1500+50-20 мин-1 и часовом расходе топлива не более 48кг/ч;
• для двигателя ЯМЗ-7601.10 – 216+4,5кВт (294+6л.с.) при часовом расходе топлива не более 48кг/ч.
Мощность и часовой расход топлива устанавливать с учетом поправок на удельный вес и температуру топлива согласно табл. 1.
Таблица1
Температура
топлива t,
°С |
Мощность,
кВт (л.с.),
часовой расход,
кг/ч |
Удельный вес топлива, г/см3 |
0825 |
0,830 |
0,835 |
0,840 |
0,845 |
20 |
Ne |
288 (392) |
290 (395) |
292 (398) |
294 (400) |
297 (403) |
Gт |
65,7 |
66,0 |
66,3 |
66,6 |
66,9 |
25 |
Ne |
286 (390) |
288 (392) |
290 (395) |
392 (398) |
294 (400) |
Gт |
65,4 |
65,7 |
66,0 |
66,3 |
66,6 |
30 |
Ne |
284 (387) |
286 (390) |
288 (392) |
290 (395) |
292 (398) |
Gт |
65,1 |
65,4 |
65,7 |
66,0 |
66,3 |
35 |
Ne |
282 (384) |
284 (387) |
285 (389) |
288 (392) |
290 (394) |
Gт |
64,8 |
65,1 |
65,4 |
65,7 |
66,0 |
40 |
Ne |
280 (381) |
282 (384) |
284 (387) |
285 (389) |
287 (391) |
Gт |
64,5 |
64,8 |
65,1 |
65,4 |
65,7 |
45 |
Ne |
278 (378) |
280 (381) |
282 (384) |
284 (386) |
285 (389) |
Gт |
64,2 |
64,5 |
64,8 |
65,1 |
65,4 |
t – температура топлива в мерном бачке в момент торможения, °С;
Ne – мощность, обеспечиваемая двигателем в момент торможения, кВт (л.с.);
Gт – максимально допустимый часовой расход топлива для заданной мощности в момент торможения, кг/ч.
После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.
В контрольной карте на двигатель должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.
Рис.133– СХЕМА РЕГУЛЯТОРА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
1 винт регулировки мощности;
2 корпус буферной пружины;
3 гайка колпачковая
4- болт ограничения максимальной частоты вращения
5- болт ограничения минимальной частоты вращения
Рис. 134 – СХЕМА РЕГУЛЯТОРА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДЛЯ ЯМЗ-7514.10
1. Винт регулировки мощности.
2. Корпус буферной пружины.
3. Гайка колпачковая.
4. Болт ограничения максимальной частоты вращения.
5. Болт ограничения минимальной частоты вращения.
6. Рычаг управления регулятором.
6.4. Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.
Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.
Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.
6.5. Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом 2 (см. рис. 4.2), на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.
При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.
Установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 640-660мин-1 , затем ввернуть корпус буферной пружины 2 (см. рис. 4.1) до устойчивости частоты вращения. Частота вращения холостого хода должна быть в пределах 650-750мин-1 .
Двигатель должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями не более ±15мин-1 .
6.6. Проверить устойчивость минимальной частоты вращения холостого хода с присоединительным электротормозом после увеличения частоты вращения коленчатого вала до 1200-1300мин-1 и резком сбросе рычага управления регулятором до упора в болт 2 (см. рис. 4.2).
6.7. Проверить максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна быть не более 2175мин-1 .
Проверку производить при упоре рычага управления регулятором в болт 1 (рис. 4.2).
7. Ограничение мощности двигателей не производить.
8. После регулировки и предъявительских испытаний опломбировать колпачковую гайку на винте регулировки мощности.
9. Подтяжку гаек шпилек крепления головок цилиндров производить в порядке согласно "Руководству по эксплуатации" крутящим моментом 216-235 Н·м (22-24 кгс·м).