Периодические включения и выключения тягового реле стартера без вращения вала (слышны повторяющиеся щелчки) указывают на недостаточное напряжение, подводимое к стартеру. Если стартер работает, а вал дизеля не вращается, это указывает на неисправность сцепляющего механизма (пробуксовывают ролики обгонной муфты).
Скрежет при включении стартера свидетельствует о нарушении регулировки сцепляющего механизма и тягового реле.
Срабатывание тягового реле стартера при отсутствии вращения якоря указывает на подгорание контактов реле.
Если при прокручивании коленчатого вала дизеля в стартере прослушивается посторонний шум или скрежет, то это указывает на задевание якорем башмаков статора вследствие износа втулок скользящих подшипников (вкладышей) или погнутости вала якоря.
Отсутствие выключения стартера после пуска дизеля свидетельствует о спекании контактов реле стартера РС502 или контактов тягового реле.
Стартер (без снятия с трактора) проверяют с помощью переносного прибора КИ-1093 (рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3. Схема проверки стартера 24.3708:
1 — стартер; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — вольтамперметр КИ-1093.
Для проверки с аккумуляторной батареи снимают провод, идущий к стартеру, а на плюсовой вывод надевают выносной шунт «Ш» из комплекта вольтамперметра, соединив его с прибором. Включают высшую передачу и трактор надежно затормаживают. Убедившись, что подача топлива выключена, включают стартер на 5 — 10с и наблюдают за показаниями вольтметра и амперметра, которые сравнивают с приводимыми ниже данными.
Основные показатели стартера 24.3708
Режим холостого хода: |
частота вращения якоря, мин-1, не менее |
5000 |
потребляемый ток, А, не более |
150 |
напряжение на клеммах, В |
11,5+0.5 |
Режим полного торможения: |
потребляемый ток, А, не более |
1700 |
напряжение на клеммах, В, не более |
8,5 |
максимальный тормозной момент, Н-м, не менее |
68,5 |
номинальная мощность при напряжении 12 В, кВт |
4 ±0,4 |
Заниженные значения напряжения при проверке указывают на разряженность аккумуляторной батареи или на её неисправность, в том числе на окисление зажимов. При окислении зажимов аккумуляторной батареи, особенно если на них появляется белый налет окиси свинца, который не проводит ток, происходит падение напряжения, что отрицательно влияет на условия работы стартера, на пуск дизеля.
Малая величина тока, потребляемого стартером, свидетельствует о больших переходных сопротивлениях во внешней его цепи (контактная группа электромагнитного реле, выводные клеммы).
Большая величина тока, потребляемого стартером, указывает на межвитковое замыкание обмоток якоря или стартера, отсутствие или загустевание смазки в подшипниках вала якоря.
Если при проверке якорь вращается, это указывает на неисправность сцепляющего механизма. Во всех случаях обнаружения неисправностей стартер заменяют.
Испытания стартера проводят на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М. Стенды имеют специальные устройства для замера тормозного момента стартера.
Испытания проводят сначала в режиме холостого хода, а затем в режиме полного торможения. Данные испытания должны соответствовать приведенным выше величинам.