Зазор в шаровом шарнире рулевой тяги, биение колеса при движении по прямой свидетельствуют об износе рабочих поверхностей шарнира.
Поворотный рычаг с конической поверхности шарового пальца спрессовывают специальным съемником (рис. 2.4.1). Палец заменяют при износе шаровой поверхности до размера менее 31,8мм, а вкладыши — при износе поверхности отверстия до размера более 32,4мм.
Рис. 2.4.1. Выпрессовка шарового пальца рулевой тяги из поворотного рычага:
1 — шаровой палец; 2 — поворотный рычаг; 3 — специальный съемник.
Резкие толчки и удары, передающиеся на полураму при движении по неровностям, являются следствием поломки или потери упругости пружин подвески.
Для замены пружин переднюю ось устанавливают на подставку (рис. 2.4.2), спрессовывают поворотный рычаг, вынимают цапфу и отворачивают болты крепления нижней втулки поворотной цапфы (рис. 2.4.3).
Рис. 2.4.2. Вывешивание передней оси:
1 — ось; 2 — подставка передняя.
Рис. 2.4.3. Снятие нижней втулки поворотной цапфы:
1 — нижняя втулка; 2 — поворотная цапфа.
Скрипы, биение колеса указывают на износ или разрушение подшипников ступицы, на ослабление затяжки гайки конических подшипников.
Если внешним осмотром не удается выявить причину неисправности, то измеряют осевой зазор в подшипниках ступицы (рис. 2.4.4).
Рис. 2.4.4. Измерение осевого зазора ступицы переднего колеса.
При величине осевого зазора более 0,5мм его регулируют. Для этого расшплинтовывают корончатую гайку, затягивают ее до отказа и отворачивают на одну грань (20 — 30°). После регулировки колесо должно проворачиваться свободно без заеданий от усилия руки. Если колесо заедает или вращается неравномерно, то ступицу разбирают.
При регулировке зазора в подшипниках может быть выявлено, что ослабла затяжка корончатой гайки; в таком случае проверяют состояние конических подшипников. Отворачивают гайку, снимают шайбу (рис. 2.4.5) и специальным съёмником спрессовывают ступицу (рис. 2.4.6).
Рис. 2.4.5. Снятие шайбы крепления ступицы переднего колеса:
1 — ступица; 2 — цапфа; 3 — шайба.
Рис. 2.4.6. Спрессовка ступицы переднего колеса:
1 — ступица; 2 — цапфа; 3 — двухлапчатый съемник.
В процессе осмотра ступицы перемещают обоймы подшипников в осевом направлении и пытаются провернуть их в посадочных местах. При обнаружении сколов или поломок, в случае осевого перемещения или проворачивания обойм в посадочных местах подшипники заменяют. Взаимное расположение деталей передней оси и направляющего колеса, а также некоторые операции разборки-сборки ступицы показаны на рис. 2.4.7 — 2.4.13.
Рис. 2.4.9. Выпрессовка манжеты ступицы:
1 — манжета; 2 — ступица; 3 — съемник.
Рис. 2.4.10. Выпрессовка обоймы ступицы:
1 — обойма; 2 — ступица; 3 — инерционный съемник.
Рис. 2.4.11. Запрессовка наружной обоймы подшипника ступицы.
Рис. 2.4.12. Запрессовка манжеты ступицы.
Рис. 2.4.13. Установка пыльника.
Стуки в поворотных кулаках, «рыскание» трактора при езде по прямой указывают на износ втулок цапфы.
Втулки цапфы заменяют при износе внутренней поверхности до размера более 50,5мм (нижняя) и 38,6мм (верхняя) (рис. 2.4.14).
Рис. 2.4.14. Выпрессовка верхней втулки поворотной цапфы:
1 — верхняя втулка; 2 — кронштейн; 3 — наставка.
Если трактор «уводит» в сторону при движении по ровной дороге или наблюдается повышенный износ шин передних колес, проверяют и регулируют сходимость передних колес.
Для этого поворачивают руль до отказа в какую-либо сторону, а затем в противоположную сторону также до отказа, считая количество оборотов рулевого колеса. Далее возвращают руль в среднее положение, повернув его на половину ранее отсчитанных оборотов. Устанавливают линейку КИ-650 сзади колеса наконечниками в покрышку рядом с ободом на уровне оси, стрелку линейки ставят на деление шкалы «О». Вращая оба колеса при поддомкраченной передней оси, переводят линейку в переднее положение также на уровне оси. Считывают (показания линейки по шкале. Если результат выходит за пределы 6 — 12мм, сходимость регулируют увеличением или уменьшением длины поперечных тяг.