Техническое состояние распределителя определяют по величине утечек масла вследствие износа золотников, негерметичности перепускного и предохранительного клапанов, давлению срабатывания автоматов возврата золотников или предохранительного клапана. Для проверки выворачивают пробки-заглушки из корпуса распределителя и подключают нагнетательный рукав (вход) прибора к полости подъема, а сливной рукав к полости опускания (рис. 2.9.1).
Рис. 2.9.1. Определение технического состояния распределителя с помощью прибора КИ-5473:
1 — прибор; 2 — бак гидросистемы; 3 — метки.
Вход прибора подключают к нагнетательному (метка «П»), а выход — к сливному (метка «0») трубопроводам распределителя. Если при такой схеме подключения рукоятку любого золотника распределителя установить в положение «Подъем», то все масло, подаваемое насосом (за исключением утечек внутри распределителя), будет проходить через прибор, поступать в нижнюю крышку распределителя, а затем в бак гидросистемы.
При исправном распределителе количество масла, проходящего через него (один из золотников находится в положении «Подъем»), должно соответствовать замеренной производительности насоса. Для замера количества масла, протекающего через распределитель, и определения утечек в его сопряжениях пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала (определяют по тахоспидометру на щитке приборов или по частоте вращения вала отбора мощности). Поворотом рукоятки прибора создают противодавление по манометру, а по шкале лимба и указателю отсчитывают количество масла, протекающего через прибор. Результаты отсчета сравнивают с величиной допустимых утечек масла.
Основные показатели распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески трактора МТЗ-80
Давление срабатывания, МПа: |
автомата золотника |
12,5—13,5 |
предохранительного клапана |
15,5—16,0 |
Допустимые утечки масла, л/мин |
5,0 |
При значительных утечках масла в распределителе механизаторы нередко заменяют один перепускной клапан. Такая частичная замена не дает желаемых результатов, так как изнашивается не только конусная (запорная) поверхность клапана, но и его седло. Износ острых кромок седла клапана зачастую неравномерный и в результате полная герметичность сопряжения не обеспечивается при установке нового перепускного клапана. Поэтому, если утечки превышают допустимое значение, дальнейшую проверку прекращают, распределитель снимают с трактора и ремонтируют. Если же утечки масла в распределителе не превышают нормы, то продолжают проверку распределителя.
Не отключая прибора, определяют давление срабатывания автоматов возврата золотников. Для этого пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Рукоятку прибора поворачивают в положение «Открыто», а проверяемый золотник — в положение «Подъем». Поворачивая рукоятку, создают давление в сливной магистрали и следят за показанием манометра прибора. По достижении определенного давления рукоятка золотника должна возвращаться в нейтральное положение. Наибольшее давление, отмеченное по манометру в момент возврата рукоятки золотника в нейтральное положение, принимается за давление срабатывания автомата. Давление срабатывания автоматов других золотников распределителя проверяют, не переключая рукавов прибора. Для этого рукоятку золотника, к каналам которого подключен прибор, фиксируют в положении «Подъем», а рукоятку проверяемого золотника включают в это положение и слегка поддерживают рукой. Прибором создают давление до момента срабатывания второго золотника. Аналогичные операции проводят при проверке автомата третьего золотника.
Давление срабатывания автоматов золотников должно быть в пределах 12,5 — 13,5МПа. Если давление выше или ниже нормы, то распределитель снимают с трактора для регулировки на стенде (рис. 2.9.2) или ремонта.
Рис. 2.9.2. Испытание распределителя на стенде КИ-4815М:
1 — распределитель; 2 — манометр; 3 — счетчик жидкости; 4 — дроссель; 5 — сливной трубопровод.
При удовлетворительном состоянии автоматов золотников заключительной операцией проверки технического состояния распределителя является определение давления срабатывания предохранительного клапана. Для этого устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля и переводят рукоятку золотника распределителя в положение «Подъем» (лучше перевести рукоятку выносного цилиндра, чтобы не поднимать навешенной машины). Удерживая рукоятку рукой, плавно перекрывают поток масла, протекающего через прибор. При полном перекрытии потока масла фиксируют показание манометра, которое характеризует фактическую величину давления срабатывания предохранительного клапана.
Если давление срабатывания не соответствует 15,5 — 16МПа, то есть выше или ниже указанных значений, клапан регулируют, не снимая распределитель с трактора. Отворачивают и снимают колпачок предохранительного клапана, ослабляют контргайку и винтом регулируют давление. Рукоятка золотника при этом удерживается в положении «Подъем», а поток масла перекрыт прибором.
При значительных потерях масла вследствие утечек через перепускной и предохранительный клапаны, через сопряжение золотник — корпус, а также при неподдающемся регулировке предохранительном клапане или неисправностях автоматов золотников распределитель снимают с трактора и ремонтируют.
Для разборки распределитель устанавливают на специальное приспособление. Снимают рукоятки управления и пластины пыльников с верхней крышки, удаляют пыльники и уплотнительные кольца, вынимают сферические рычаги управления золотниками. Затем снимают верхнюю и нижнюю крышки, маркируют и извлекают золотники из корпуса, разбирают предохранительный и перепускной клапаны. Седло перепускного клапана выпрессовывают из корпуса ступенчатой оправкой (рис. 2.9.3), а гнездо предохранительного — специальным ключом (рис. 2.9.4).
Рис. 2.9.3. Выпрессовка седла перепускного клапана:
1 — ступенчатая оправка.
Рис. 2.9.4. Выворачивание гнезда предохранительного клапана:
1 — специальный ключ.
На конусной поверхности перепускного клапана в месте её соприкосновения с кромкой седла могут быть значительные следы износа, что обусловливает потерю герметичности сопряжения, увеличение потерь масла. Изношенную конусную поверхность клапана восстанавливают в центрах шлифовального станка под углом 45°. Допускается протачивание конусной поверхности клапана в центрах токарного станка (рис. 2.9.5) с последующим шлифованием мелкой наждачной шкуркой. Торцовую поверхность седла клапана в этом случае следует также прошлифовать на плоскошлифовальном станке (рис. 2.9.6) или проточить на токарном станке в разрезной оправке. Внутреннее отверстие седла и его торцовая поверхность должны образовывать острую кромку. После обработки седло размагничивают.
Рис. 2.9.5. Протачивание внутренней поверхности клапана:
1 — клапан.
Рис. 2.9.6. Шлифование седла перепускного клапана и гнезда предохранительного клапана:
1 — седло; 2 — гнездо.