Возможные неисправности |
Диагностика |
Методы устранения |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ НЕ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ СТАРТЕРОМ |
Аккумуляторная батарея разряжена |
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск |
Зарядите аккумуляторную батарею; если она не заряжается — замените. Двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля |
Снижение емкости аккумуляторной батареи |
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи или выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск |
Зарядите аккумуляторную батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна, замените батарею. Двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля |
Окисление клемм проводов и выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм на выводах |
При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск. |
Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином |
Заклинивание двигателя или навесных агрегатов |
Проверьте, вращаются ли коленчатый вал двигателя, шкивы генератора и насоса охлаждающей жидкости |
Отремонтируйте двигатель <СТО>, генератор <СТО>, замените насос охлаждающей жидкости |
Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика |
Осмотр после снятия стартера |
Отремонтируйте или замените стартер, замените маховик |
Неисправна цепь включения стартера: неисправен предохранитель, повреждены провода |
При поворачивании ключа в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле |
Замените неисправные предохранитель или провода |
Неисправно тяговое реле стартера: замыкание или обрыв во втягивающей обмотке, заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.) |
При повороте ключа в положение включения стартера тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, проверьте работу тягового реле |
Замените неисправное тяговое реле |
Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы» |
При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея — стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу тягового реле, подав на него питание напрямую от аккумуляторной батареи |
Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное тяговое реле замените |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера |
При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера проверяется омметром или по чрезмерному нагреву реле |
Замените тяговое реле стартера |
Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ |
Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера напрямую от аккумуляторной батареи, минуя реле |
Замените изношенные узлы или стартер |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря стартера |
Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции |
Замените якорь или стартер |
Пробуксовка муфты свободного хода |
При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен |
Замените муфту или стартер |
СИЛЬНЫЙ ШУМ ПРИ РАБОТЕ СТАРТЕРА |
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода |
Осмотр |
Подтяните резьбовые соединения, замените сломанные, изношенные детали или стартер в сборе |
Чрезмерный износ подшипников стартера или шеек вала привода и якоря. Повреждение планетарного редуктора |
Осмотр после разборки стартера |
Замените стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике |
При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг со стороны картера сцепления |
Закерните маховик возле посадочного места венца или замените. Новый маховик отбалансируйте в сборе с коленчатым валом |
Изношены зубья шестерни привода или венца маховика |
Осмотр после снятия стартера |
Замените шестерню привода, стартер или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода, ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера, заедание муфты на шлицах вала привода или якоря тягового реле, неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты выключателя зажигания) |
Проверьте, снимается ли напряжение с управляющего вывода реле стартера при отпускании ключа зажигания, возвращается ли ключ в исходное положение. Размыкание контактов выключателя зажигания можно проверить омметром. Если напряжение на тяговом реле стартера исчезает при выключении зажигания, снимите и разберите стартер для проверки |
Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе, контактную группу выключателя зажигания |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ СТАРТЕРОМ, НО ДВИГАТЕЛЬ НЕ ПУСКАЕТСЯ |
В баке нет топлива |
По указателю уровня топлива в баке |
Залейте топливо в бак |
Аккумуляторная батарея разряжена |
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск |
Зарядите батарею; если она не заряжается, замените ее. Двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля |
Снижение емкости аккумуляторной батареи |
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6–8 В. После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск. Убедитесь, что в стартере нет замыкания (см. выше) |
Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна, замените. Двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля |
Окисление клемм проводов на выводах аккумуляторной батареи, неплотная их посадка |
Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи |
Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, после закрепления смажьте их техническим вазелином |
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя |
Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов |
Устраните неисправность соединений в разъемах |
Повышенное сопротивление вращению коленчатого вала двигателя: задиры на валах, вкладышах подшипников, деталях цилиндропоршневой группы; деформация валов; застыло моторное масло; заклинило генератор, насос охлаждающей жидкости |
Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно.
Если стоит холодная погода, а накануне двигатель работал устойчиво и без посторонних шумов, скорее всего, причина повышенного сопротивления вращению – застывшее масло. В этом случае попробуйте пустить двигатель с помощью другой аккумуляторной батареи. После пуска не допускайте работы двигателя на высоких оборотах и следите за сигнализатором недостаточного давления масла: при его загорании немедленно остановите двигатель на 1–2 мин, чтобы загустевшее масло успело стечь в поддон.
Если при пуске или работе двигателя слышны посторонние шумы, проверьте свободное вращение шкивов генератора и насоса охлаждающей жидкости |
При посторонних шумах в зоне блока или головки блока цилиндров отремонтируйте двигатель <СТО>.
Используйте моторное масло в соответствии с климатическими условиями.
Замените генератор, насос охлаждающей жидкости |
Неисправность в системе зажигания |
Проверьте искрообразование на свечах. Если искра отсутствует, причиной этого могут быть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (предохранителя, ЭБУ, первичной обмотки катушки зажигания) или высокого напряжения (вторичной обмотки катушки зажигания) |
Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный предохранитель, прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях |
Дефектные свечи |
Проверьте искрообразование на свечах.
Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о их работоспособности |
Замените свечи |
Нарушены фазы газораспределения |
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах <СТО> |
Установите правильное взаимное расположениевалов <СТО>. Проверьте компрессию |
Неисправны ЭБУ, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже – датчик температуры охлаждающей жидкости) |
Проверьте, поступает ли +12 В на ЭБУ, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика. При неисправном датчике температуры ЭБУ может неправильно рассчитать состав топливовоздушной смеси |
Замените неисправный предохранитель, ЭБУ, датчики, провода |
Неисправны датчик абсолютного давления и температуры воздуха или его цепи |
Проверьте исправность датчика абсолютного давления и температуры воздуха <СТО> |
Замените неисправный датчик абсолютного давления и температуры воздуха |
Перегорели предохранители SB8, SB23, SB32 |
Проверьте предохранители |
Устраните причину перегорания предохранителя. Неисправный предохранитель замените |
Перегорел предохранитель силовой цепи реле топливного насоса SB3, неисправны цепь питания насоса, его реле или сам насос |
При включении зажигания не слышен звук работы насоса. Проверьте предохранитель. Напрямую от аккумуляторой батареи подайте питание на выводы насоса |
Замените перегоревший предохранитель, зачистите контакты, обожмите наконечники проводов, замените неисправные реле, насос |
Засорен топливный фильтр, замерзла вода, попавшая в систему питания, деформированы топливные магистрали |
При проворачивании коленчатого вала стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином |
Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте топливопроводы |
Топливный насос не создает необходимого давления в системе |
Проверьте давление в подводящем топливопроводе (не менее 3,0 бар, убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника |
Очистите сетку бензоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените |
Неисправны форсунки или их цепи |
Проверьте омметром обмотки форсунок и электрические цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания) |
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакты в электрических цепях |
Подсос постороннего воздуха во впускной тракт |
Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов и хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов и заглушите штуцер впускного трубопровода |
Замените порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель |
Знак <СТО> - для выполнения работ требуется соответствующая квалификация исполнителя и специальное оборудования. |
К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ> |