Пробка заливной горловины
Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак, наливная труба и сепаратор системы улавливания паров топлива выполнены из пластмассы и объединены в один неразборный узел. В верхней части наливной трубы выполнена горловина, которая крепится к кузову. Вентиляционная трубка, соединенная с наливной трубой, служит для отвода воздуха, вытесняемого из бака при его заправке топливом. В пробке заливной горловины установлен клапан, препятствующий возникновению разрежения в баке. В нижней части наливной трубы, входящей в топливный бак, установлен предохранительный клапан (подпружиненный шарик), предназначенный для предотвращения вытекания топлива через заливную горловину бака при опрокидывании автомобиля. Клапан находится в закрытом состоянии и открывается только под давлением топлива при заправке бака.
Топливный модуль, включающий в себя топливный насос и датчик уровня топлива, установлен в топливном баке. Для грубой очистки топлива на входе в топливный насос установлен сетчатый фильтр. Наконечники проводов, соединяющие в топливном модуле электрический разъем крышки модуля с выводами датчика уровня топлива и топливного насоса, припаяны к выводам разъема и насоса. Поэтому в случае выхода из строя отдельных элементов топливного модуля узел заменяют в сборе.
Для доступа к топливному модулю под подушкой заднего сиденья в днище автомобиля выполнен лючок. Датчик уровня топлива прикреплен к стакану топливного модуля. Датчик представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от перемещения поплавка. Датчик выдает сигналы блоку управления двигателем и сигнализатору (в комбинации приборов) низкого уровня топлива в баке. Топливный насос расположен внутри корпуса топливного модуля. Насос электрический, вихревого типа. Он включается по команде ЭБУ при включении зажигания и подает топливо в магистраль под давлением (около 6,0 бар), превышающим рабочее давление в топливной рампе. Топливо, проходя через насос, во время его работы смазывает и охлаждает насос. Поэтому запрещается включать насос даже на короткое время, если в баке нет топлива. Производительность топливного насоса не менее 60 л/ч. От насоса топливо под давлением подается по трубкам в крышку модуля, а оттуда – к топливному фильтру, прикрепленному к топливному баку спереди справа.
Топливный модуль: 1 – крышка модуля; 2 – топливный насос; 3 – рычаг поплавка; 4 – поплавок датчика уровня топлива; 5 – стакан
Топливный фильтр выполнен в металлическом корпусе с бумажным фильтрующим элементом и предназначен для очистки топлива от механических примесей с тонкостью очистки до 10 мкм. Из фильтра топливо под давлением подается по трубопроводу к топливной рампе. В фильтр встроен регулятор давления (клапан), который поддерживает давление в топливной рампе, равное 3,9–4,2 бар. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками. Излишки топлива из фильтра по сливной магистрали стравливаются через крышку топливного модуля. Топливный фильтр неразборный и при выходе из строя регулятора давления топлива (а также через каждые 30 тыс. км пробега автомобиля) подлежит замене.
Топливный фильтр: 1 – штуцер подвода топлива к рампе; 2 – корпус; 3 – штифт ориентации фильтра; 4 – штуцер сливной магистрали; 5 – штуцер нагнетательной магистрали
Расположение топливного фильтра на баке: 1 – крышка топливного модуля; 2 – трубка нагнетательной магистрали; 3 – трубка подвода паров топлива к клапану продувки адсорбера; 4 – топливный фильтр; 5 – трубка сливной магистрали; 6 – топливный бак в бак.
Система питания осуществляет функцию аварийного отключения подачи топлива при аварии, что уменьшает вероятность возгорания автомобиля после столкновения. Система также позволяет уменьшить время, необходимое для пуска двигателя – при открывании двери водителя (после стоянки, продолжительностью, достаточной для падения давления в топливной рампе) топливный насос включается на 2 с, чтобы поднять давление в системе питания.
Топливная рампа с форсунками: 1 – штуцер для удаления воздуха; 2 – корпус (труба) рампы; 3 – патрубок для шланга подвода топлива; 4 – форсунки
Форсунка с уплотнительными кольцами
Топливная рампа представляет собой трубу, изготовленную из высокопрочной термостойкой пластмассы. В гнездах трубы установлены форсунки. Рампа прикреплена к головке блока цилиндров двумя винтами. К правому торцу рампы крепится топливный шланг нагнетательной магистрали, а в левом торце рампы расположен штуцер для удаления воздуха из магистрали.
Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, открывающийся при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. На выходе форсунки выполнен распылитель с четырьмя отверстиями, через которые топливо впрыскивается в канал головки блока цилиндров.
Управляет работой форсунок ЭБУ. Форсунки уплотняются в рампе и головке блока цилиндров резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами. При обрыве или замыкании обмотки, форсунку следует заменить.
Воздух подводится к каналам головки блока цилиндров двигателя через воздуховод, воздушный фильтр, дроссельный узел и впускной трубопровод.
Воздушный фильтр
Элементы воздушного фильтра: 1 – патрубок для соединения с воздуховодом; 2 – гнездо клапана вентиляции картера двигателя; 3 – патрубок для соединения с дроссельным узлом
Корпус воздушного фильтра закреплен на впускном трубопроводе. Фильтрующий элемент воздушного фильтра – бумажный.
Дроссельный узел: 1 – корпус; 2 – электрический разъем; 3 – блок управления; 4 – дроссельная заслонка
Элементы впускного трубопровода: 1 – каналы подвода воздуха к цилиндрам; 2 – отверстие для патрубка подогревателя газов системы вентиляции картера; 3 – ресивер; 4 – датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске; 5 – фиксатор корпуса воздушного фильтра; 6 – фланец для присоединения дроссельного узла
Дроссельный узел крепится к впускному трубопроводу и представляет собой корпус дроссельной заслонки, на котором установлен блок управления заслонкой. Заслонка открывается на требуемый угол по сигналу электронного блока управления двигателем. Пройдя дроссельный узел, воздух поступает во впускной трубопровод, изготовленный из высокопрочной термостойкой пластмассы. Из общей полости воздуховода – ресивера воздух по четырем отдельным каналам подводится к впускным каналам головки блока цилиндров. Для того чтобы наполнение цилиндров двигателя воздухом было одинаковым, каналы впускного трубопровода выполнены приблизительно одной длины.
Элементы системы улавливания паров топлива: 1 – адсорбер; 2 – наливная труба; 3 – трубка подвода паров топлива к адсорберу; 4 – гравитационный клапан; 5 – сепаратор; 6 – трубка подвода паров топлива к клапану продувки адсорбера; 7 – трубка подвода паров топлива из бака к сепаратору
Расположение адсорбера 1 и сепаратора 2 на автомобиле
В состав системы питания входит система улавливания паров топлива, препятствующая попаданию паров топлива в атмосферу. В состав системы входят сепаратор, гравитационный клапан, адсорбер, электромагнитный клапан продувки адсорбера, а также соединительные трубки и шланги. Сепаратор, объединенный с гравитационным клапаном и наливной трубой в один узел, и адсорбер установлены в нише правого заднего колеса.
Из бака пары топлива по трубке попадают в сепаратор, где частично конденсируются и сливаются обратно в бак. Из сепаратора пары топлива через гравитационный клапан и трубку попадают в адсорбер (резервуар с активированным углем), где аккумулируются.
Элементы адсорбера: 1 – крышка; 2 – корпус; 3 – штуцер отвода паров топлива из адсорбера к электромагнитному клапану; 4 – штуцер подвода паров топлива из бака к адсорберу
Электромагнитный клапан продувки адсорбера: 1 – штуцер подвода паров топлива к впускному трубопроводу; 2 – корпус клапана; 3 – штуцер подвода паров топлива из адсорбера к клапану; 4 – электрический разъем
Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака через элементы системы улавливания паров при опрокидывании автомобиля.
В крышке адсорбера выполнено вентиляционное отверстие. Адсорбер с помощью трубок и шлангов соединяется с электромагнитным клапаном продувки адсорбера, расположенным на впускном трубопроводе в моторном отсеке. Пройдя через клапан, пары топлива попадают во впускной трубопровод, а оттуда – в цилиндры двигателя.
При неработающем двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с задроссельным пространством.
ЭБУ, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера после того, как двигатель проработает заданный период времени с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру (управляющий датчик концентрации кислорода должен быть прогрет до необходимой температуры).
Клапан сообщает полость адсорбера с впускным трубопроводом, и происходит продувка сорбента: пары топлива смешиваются с воздухом и подводятся через впускной трубопровод в цилиндры двигателя, где сгорают. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов ЭБУ и тем интенсивнее продувка.