Автомобильные колеса различают по конструкции, технологии изготовления и размерам, определяющим принадлежность колеса данному автомобилю, а также размерам и типам возможных для применения на нем шин.
Колеса для легковых автомобилей обычно изготавливаются из стали или легких сплавов. Легкосплавные литые и кованые колеса изготавливаются целиком из единой заготовки. При этом литые колеса вытачиваются непосредственно из отливки, а кованые — из предварительно прокованной заготовки (поковки), что обеспечивает им более высокую прочность.
Определяющими для обода размерами служат монтажный (посадочный) диаметр «а» и ширина «б» профиля обода. Размеры обода могут обозначаться в миллиметрах, но чаще встречается обозначение в дюймах, например 6J x14. В обоих случаях первая цифра обозначает ширину обода, буква J — форму его профиля (встречаются также обозначения E, L, K), а по следние цифры — монтажный диаметр колеса, соответствующий тому же размеру шины.
Основные элементы и размеры колеса:
1 — закраина обода;
2 — полка;
3 — кольцевые выступы (хампы) для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;
4 — плоскость крепления;
а — монтажный диаметр;
б — ширина обода;
в — вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);
г — диаметр центрального отверстия под ступицу;
д — диаметр окружности расположения крепежных болтов
Возможное дополнительное обозначение Н (Н2) озна чает наличие на ободе одного или двух хампов. Хампами называют кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов — надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса.
В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква H. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже.
Вылет колес (размер «в») в маркировке колеса обозначается как ЕТ и приводится в миллиметрах. Диаметр центрального отверстия (размер «г») и диаметр расположения отверстий под крепежные болты («д») приводятся в мм и обозначаются соответственно DIA и PCD.
На «Логаны» устанавливают колеса двух размерностей: 5,5J х14 или 6J х15. Размерность стального колеса «Логана»…
…промаркирована на его наружной стороне.
Величина вылета промаркирована на наружной стороне колеса между его крепежными отверстиями.
Полная характеристика колеса «Лога на» 6J х15Н2 4 х100 х60 ET50, где:
6 — посадочная ширина обода;
J — условное обозначение профиля;
15 — посадочный диаметр (в дюймах), на который опирается шина;
Н2 — наличие двух хампов;
4 — количество крепежных отверстий;
100 — диаметр окружности центров крепежных отверстий (PCD) в мм;
60 — диаметр центрального отверстия (DIA), мм;
ЕТ50 — вылет колеса, мм.
Главное преимущество легкосплавных колес перед стальными — меньшая масса. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к снижению неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы подвески автомобиля, так как колесо быстрее «повинуется» возвращающему действию упругих элементов подвески и восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это повышает комфортабельность езды и безопасность движения. Улучшаются управляемость автомобиля, тормозная динамика, незначительно, но снижается расход топлива. Благодаря высокой точности изготовления и характеристикам материалов легкосплавные колеса лучше удерживают бескамерную шину на ободе.
Легкосплавное колесо «Логана» фирмы-производителя K&K
Кованые колеса в сравнении с литыми весят еще меньше. Они имеют меньшую толщину стенок — до 3 мм, в то время как у литых стенки должны быть не тоньше 5,5 мм. Тем не менее, кованые колеса лучше переносят удары от неровностей дорожного покрытия и более стойки к разрушению и деформации.
Легкосплавные колеса изготавливаются в основном из алюминиевых сплавов. Реже используется магний, хотя колеса из него легче алюминиевых на 0,5–1,5 кг и имеют лучшую (в 100 раз) демпфирующую способность. Кроме того, благодаря высокой теплопроводности, магний позволяет дополнительно снижать нагрев тормозных механизмов и ступиц автомобиля при движении.
Алюминий и особенно магний — металлы, весьма подверженные коррозии. Чтобы защитить колеса, их производители применяют дорогостоящие покрытия — специальные лаки сложных составов, но эта защита не вечна, а восстановить ее очень трудно. Повредить лак можно не только на плохой дороге или под воздействием зимней соли, но и при неумелом монтаже/демонтаже шины. Кроме того, легкосплавные колеса балансируются с помощью специальных грузов, которые наклеиваются на поверхность обода. Обычные грузы на скобах могут просто не установиться на округлую закраину обода, а после перебалансировки колеса на нем могут остаться царапины и пятна коррозии от контакта со сталью скоб.
Увеличенная толщина диска легкосплавного колеса не позволяет применять для его крепления штатные колесные болты. Вместо них требуются более длинные, которые, как правило, приобретают в комплекте с колесами. Стойкость к деформации от ударов у легкосплавных колес выше, чем у стальных. Однако стальное колесо при деформации никогда не разрушается, и на нем, если оно способно удерживать воздух в шине, можно доехать до места ремонта. Легкосплавные колеса при сильном ударе, как правило, просто раскалываются. Кроме того, если погнутое стальное колесо можно выправить («прокатать») на специальном станке, то легкосплавное восстановить значительно сложнее.
Особенно опасны в этой связи колеса поддельные, несертифицированные, не прошедшие специальных испытаний на прочность. В металле «левых» изделий вполне могут оказаться скрытые раковины, трещины, расслоения, что существенно снижает их прочность. Поэтому при покупке колес в магазине или на рынке следует внимательнее рассматривать их маркировку, интересоваться сведениями о производителе, требовать у продавцов сертификат на товар.
Работу желательно выполнять на ровной площадке с твердым покрытием.
Движение на автомобиле с поврежденной шиной на высокой скорости опасно, а длительное движение даже на низкой — ведет к полному разрушению шины и повреждению колеса. Поэтому проколотое колесо необходимо заменить сразу же, съехав на обочину. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения в этом случае нужно включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки.
Для надежной фиксации автомобиля включаем передачу и стояночный тормоз, а также подкладываем под колесо, расположенное по диагонали от снимаемого, противооткатный башмак или подходящий упор (камень, деревянный брусок и др.).
Запасное колесо расположено в углублении пола багажного отделения. Для доступа к нему открываем крышку багажника…
…и поднимаем коврик.
Отворачиваем держатель запасного колеса и вынимаем колесо из багажного отделения.
Для снятия декоративного колпака колеса…
…зацепляем штатный крюк за край выемки в колпаке рядом с вентилем колеса.
Преодолевая усилие пружинного кольца, оттягиваем край колпака от колеса и снимаем колпак.
Штатным колесным ключом ослабляем затяжку болтов крепления снимаемого колеса.
Перед подъемом автомобиля необходимо, чтобы пассажиры покинули салон. Устанавливаем домкрат…
…в том месте, где отбортовка порога усилена и в ней выполнено продолговатое отверстие для установки лапы домкрата (показана задняя часть порога автомобиля).
Аналогичное место есть и со стороны переднего колеса.
Прежде чем установить домкрат под автомобиль, увеличиваем его высоту вращением рукоятки.
Вставляем лапу домкрата в отверстие в отбортовке порога и продолжая вращать рукоятку домкрата, приподнимаем автомобиль, пока заменяемое колесо не оторвется от дорожного покрытия.
Если шина спущена, то для последующей установки запасного колеса с накачанной шиной понадобится приподнять автомобиль повыше.
Отворачиваем болты крепления колеса…
…и снимаем колесо.
Устанавливаем запасное колесо так, чтобы отверстия на диске совпали с отверстиями в ступице и заворачиваем болты крепления до упора от руки, обеспечивая совпадение конических частей головок болтов с отверстиями в диске колеса. Подтягиваем болты колесным ключом, удерживая колесо рукой.
Опускаем автомобиль и равномерно (крест-накрест) затягиваем болты моментом 105 Н·м (на конец рукоятки ключа длиной 220 мм нужно приложить усилие около 50 кг).
Проверяем давление в шине запасного колеса и при необходимости доводим его до нормы.
Если на автомобиль установлены легкосплавные колеса, замена их выполняется аналогично.
Если запасное колесо при этом стальное, его можно установить взамен легкосплавного только в том случае, если на нем установлена шина, идентичная по размеру и рисунку протектора шине заменяемого колеса. При этом следует помнить, что болты крепления стального колеса, как правило, короче болтов крепления легкосплавного колеса. При первой же возможности стальное запасное колесо следует заменить легкосплавным — с отремонтированной или новой шиной.
Ремонтировать поврежденную шину рекомендуется в шиномонтажной мастерской.
Не забывайте проверять и поддерживать в шине запасного колеса требуемое давление.