Конструкция шины имеет следующие основные элементы.
Каркас 1 — главный силовой элемент шины, который придает ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства. Представляет собой несколько (обычно четыре) слоев обрезиненного корда: текстильного или сочетания текстильного со стальным. В каркасе радиальной шины все нити корда расположены параллельно — по радиусу от одного борта к другому.
Брекер 2 — подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности шины между каркасом и протектором.
Протектор 3 — «беговая» часть шины, непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой износостойкой резины, внутренняя часть которой — сплошная полоса, а наружная — рельефная, т. е. покрытая рисунком. Этот рисунок определяет назначение шины и приспособленность ее для работы в тех или иных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины можно разделить на дорожные; всесезонные (универсальные); зимние шины, в том числе предназначенные для установки шипов противоскольжения; шины для движения в условиях бездорожья, а также спортивно-гоночные.
Боковина 4 — тонкий (1,5 – 3,0 мм) слой резины на боковых стенках шины. Совместно с каркасом осуществляет несущую функцию, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги, а также служит для нанесения маркировки шины.
Борт 5 — часть шины, предназначенная для фиксации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда, обернутого вокруг проволочного бортового кольца 6, и резинового наполнительного шнура 7. Борта препятствуют растягиванию шины и обеспечивают ее структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.
У бескамерных шин внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем, наложенным на внутренний слой каркаса, а вентиль вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины при проколах, особенно небольших, теряют воздух не так быстро, как камерные шины. При этом в некоторых случаях прокол можно загерметизировать, не снимая шины с колеса. Рекомендуем приобрести набор для ремонта бескамерных шин и возить его с собой в автомобиле, особенно в путешествии, вдали от шиномонтажных мастерских. При этом с собой обязательно следует взять шинный насос или электрический компрессор.
Таким способом можно отремонтировать только небольшие проколы в зоне протектора. Для ремонта боковины шины этот способ неприемлем.
Набор для ремонта бескамерных шин:
1 — инструмент для зачистки отверстия;
2 — клей-активатор;
3 — ремонтные вставки (жгутики);
4 — инструмент для введения ремонтной вставки
Для определения места прокола необходимо накачать шину и смочить ее поверхность водой. Место прокола будет лучше видно, если в воду добавить автошампунь или применить мыльный раствор.
Удаляем предмет, проткнувший шину. Нанеся несколько капель клея-активатора на инструмент для зачистки отверстия…
…зачищаем стенки отверстия, вводя в него (3–4 раза) инструмент приблизительно под тем же углом, под которым располагался проколовший покрышку предмет.
Вставляем жгутик в игольчатую головку инструмента для введения ремонтной вставки и выравниваем концы жгутика. Наносим клей-активатор на жгутик.
Вставляем инструмент со жгутиком в ремонтируемое отверстие так, чтобы концы жгутика выступали наружу примерно на 10–15 мм.
Аккуратно извлекаем инструмент из отверстия, следя за тем, чтобы жгутик оставался в отверстии.
Обрезаем выступающие концы жгутика заподлицо с поверхностью протектора.
Насосом доводим давление в шине до нормы — колесо готово к эксплуатации.
На автомобили «Логан», в зависимости от размера колеса, устанавливаются бескамерные радиальные шины размерностью 165/80R14 или 185/65R15. Расшифровка обозначения 185/65R15 88 Т: 185 — условная ширина профиля шины (В), мм; 65 — отношение высоты профиля шины (Н) к ширине (В), %; R — обозначение радиальной шины; 15 — посадочный диаметр в дюймах; 88 — условный индекс грузоподъемности шины (560 кгс); Т — индекс скорости шины (190 км/ч).
Также на боковой поверхности шины нанесены обозначения «Radial» — радиальная шина и «Tubeless» — бескамерное исполнение шины.
Размеры колес и шин определяет завод-изготовитель автомобиля и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно, исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, грузоподъемности и максимальной скорости.
Маркировка шины
Колеса и шины необходимо регулярно осматривать, выявляя появившиеся повреждения (порезы, проколы), удалять застрявшие в шашках протектора или между ними посторонние предметы. На наружных боковинах шин могут возникать трещины, потертости о бордюры при неудачных парковках. Также следует осматривать шины на предмет износа протектора, особенно одностороннего или неравномерного.
В движении состояние шин контролируется по способности автомобиля «держать дорогу» на высокой скорости. Если с ростом скорости появляются и нарастают вибрации, боковой увод или «рыскание» автомобиля, следует немедленно остановиться и проверить состояние шин. Чаще всего причиной оказывается снижение давления в одной или нескольких шинах, которое следует обязательно довести до нормы, так как при пониженном давлении элементы конструкции шины работают неправильно, возникает перегрев, ускоренный износ и разрушение шины изнутри.
Проверять давление в шинах рекомендуется ежедневно перед первым выездом. На практике водители делают это значительно реже, впрочем, современные конструкции шин позволяют поддерживать давление на необходимом уровне достаточно долгое время и «прощают» невнимание до пробега даже в 2–3 тыс. км. Однако не менее чем раз в одну-две недели давление в шинах (в том числе и в запасном колесе) рекомендуется проверять и доводить до нормы.
Давление следует контролировать только на «холодной» шине, так как после поездки, особенно длительной, с высокой скоростью и в жаркую погоду, давление обычно выше нормы. В этом случае не следует его снижать.
Срок службы шин производителями самих шин и автомобилей, как правило, не оговаривается, поскольку сильно зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. Средний водитель, покупая новые шины, вправе рассчитывать примерно на 40 – 50 тыс. км пробега, аккуратный, бережливый — на 70 – 80 тыс. км. Езда по неровным дорогам, на перекачанных или недокачанных шинах, удары о препятствия, частые резкие ускорения и торможения, высокие скорости, перегрузки автомобиля ускоряют износ шин на 20 – 50 %.
Эксплуатация шин с отслоениями протектора, каркаса, брекера, вздутиями на боковинах («грыжами»), с глубокими повреждениями, обнажающими корд, запрещена. Изношенную шину следует немедленно, не дожидаясь ее аварийного разрушения, заменить новой.
Не рекомендуется ежесезонно переставлять комплекты шин на единственный комплект колес: бортовое кольцо при этом растягивается, неизбежны повреждения резины, со блюсти точность первоначальной установки непросто, в результате нарушается балансировка, прогрессирует износ. Имеет смысл приобрести отдельный комплект колес для зимних (или летних) шин. Это, кстати, ускорит «переобувание» автомобиля, а заодно и сбережет колеса, особенно если он укомплектован легкосплавными — красивыми и дорогими. Их, конечно, желательно использовать летом: зимой преимущества легких колес для скоростной езды не так заметны, да и внешний вид их может пострадать от контакта с противогололедными реагентами или незаметными в толще снега предметами.
Если колеса все же перебортируются, рекомендуем пометить на каждой шине место ее установки и направление вращения, если рисунок протектора ненаправленный. Хранить снятые с колес шины лучше всего в стоячем положении, не подвешивая и не складывая стопкой. Шины, установленные на колеса, напротив, нельзя хранить стоящими вертикально. Лучше хранить их развешанными на проволочных крючках или сложенными в стопку.
Особо «тепличных» условий для хранения шин не требуется. Идеальная температура для них — 15–25 °С, отсутствие поблизости источников тепла и прямого ультрафиолетового излучения, в том числе солнечного света. Недопустим контакт шин с маслами, смазками, краской, топливом и другими подобными веществами, а также образование на них конденсата — позаботьтесь о вентиляции хранилища. Вертикально стоящие шины следует поворачивать через каждые четыре месяца.
При длительной стоянке автомобиля на колесах необходимо иногда проверять давление в шинах и перекатывать автомобиль на небольшое расстояние, чтобы поверхность шин не деформировалась.