Работу проводим при появлении в зоне головки блока цилиндров характерных «цокающих» стуков с частотой вдвое меньшей частоты вращения коленчатого вала. В основном стуки возникают в результате износа деталей клапанного механизма и связанного с ним увеличения тепловых зазоров в приводе клапанов. Стуки хорошо прослушиваются при работе двигателя на холостом ходу.
Проверку зазоров также рекомендуется выполнять при пробеге автомобиля свыше 100 тыс. км.
Работу проводим на холодном двигателе.
Расположение клапанов в головке блока цилиндров:
1 — ряд впускных клапанов;
2 — ряд выпускных клапанов
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).
Снимаем верхнюю крышку ремня привода ГРМ и по метке на зубчатом шкиве распределительного вала устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма»).
Счет цилиндров ведется от маховика
Затем поочередно проверяем и при необходимости регулируем зазоры в приводе впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра. При проверке (в этом положении коленчатого и распределительного валов) пятки коромысел указанных клапанов должны быть обращены к затылкам — цилиндрическим частям кулачков распределительного вала. При этом коромысла могут качаться на оси в пределах зазора в приводе.
Плоскими щупами из набора проверяем тепловой зазор между торцами стержня клапана и регулировочного винта.
Зазор должен находиться в пределах 0,2+0,05-0,075 мм. для впускных клапанов и 0,4+0,05-0,075 мм. — для выпускных. Щуп должен перемещаться в зазоре с небольшим усилием. Если величина зазора (толщина щупа)отличается от требуемого значения…
…ключом «на 10» ослабляем затяжку контргайки регулировочного винта, удерживая винт за лыски (ширина — 3 мм) разводным ключом. Затем, вращая регулировочный винт, устанавливаем нужный зазор.
Затягиваем контргайку, удерживая регулировочный винт ключом. Вновь проверяем зазор и при необходимости повторяем регулировку.
Последовательно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов на 180°, проверяем и при необходимости регулируем тепловые зазоры в приводе клапанов 3-го, 4-го и 2-го цилиндров.
По окончании регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
Соединение датчика с блоком цилиндров уплотняется алюминиевым кольцом
Датчик заменяем при выходе его из строя.
Датчик ввернут в отверстие, расположенное в нижней части передней стенки блока цилиндров, под свечой зажигания 1-го цилиндра. Нажав на фиксатор колодки провода…
…отсоединяем колодку от датчика.
Ключом или высокой головкой «на 22» отворачиваем датчик.
При установке датчика вворачиваем его в отверстие блока цилиндров от руки и затягиваем с помощью инструмента.
Подсоединяем колодку провода к датчику.
Одной из причин снижения давления масла в двигателе (определяется по загоранию сигнализатора недостаточного давления масла в комбинации приборов) может быть нарушение в работе масляного насоса.
Этот дефект может быть вызван засорением сетки маслоприемника, неисправностью редукционного клапана, повреждением или сильным износом деталей насоса. В этом случае насос необходимо снять и осмотреть.
Если сетка маслоприемника загрязнена, ее необходимо очистить и промыть в бензине.
Насос также необходимо демонтировать при замене цепи его привода, когда цепь сильно вытянулась и при работе двигателя издает характерный шум.
Снимаем поддон картера (см. «Замена прокладки поддона картера»).
Головкой «на 13» отворачиваем два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности показано на снятом двигателе)…
и выводим звездочку насоса из зацепления с цепью привода.
Снимаем масляный насос.
Перед установкой насоса очищаем привалочные поверхности насоса и блока цилиндров от масла.
Устанавливаем масляный насос в обрат ной последовательности. Болты крепления насоса затягиваем предписанным моментом.