Залитая в гидропривод усилителя рулевого управления жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. Уровень жидкости в бачке гидроусилителя проверяем при каждом техническом обслуживании, а также при обнаружении течи жидкости из гидропривода усилителя, при снижении эффективности рулевого управления или появлении постороннего шума (воя) при вращении рулевого колеса.
Важно определить место подтекания как можно точнее, так как в этом случае, скорее всего, потребуется замена изношенной или поврежденной детали.
Используем следующую методику:
— при выключенном двигателе протираем насухо все элементы рулевого управления;
— проверяем уровень жидкости в бачке гидроусилителя и, если необходимо, доводим его до нормы;
— пускаем двигатель и несколько раз вращаем рулевое колесо до упора в крайнее левое и крайнее правое положения;
— находим точное место подтекания и устраняем причину.
Для долива, а также при замене жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления необходимо использовать рабочую жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем (см. «13. Ford Focus II. Приложение. Применяемые топливо, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»).
Бачок гидроусилителя рулевого управления расположен в моторном отсеке справа, рядом с опорой силового агрегата
Проверку уровня жидкости в бачке выполняем на горизонтальной площадке при неработающем двигателе.
На корпусе бачка нанесены метки MIN и MAX, между которыми должен находиться уровень рабочей жидкости при холодном двигателе.
При прогретом двигателе уровень рабочей жидкости должен находиться около метки MAX. Если уровень рабочей жидкости опустился ниже метки MIN, то необходимо долить жидкость.
Для этого…
…повернув против часовой стрелки, снимаем крышку бачка.
Доливаем жидкость в бачок до метки MAX.
Плотно закрываем крышку бачка.
Проверку состояния рулевого управления в соответствии с регламентом технического обслуживания проводим через каждые 20 тыс. км пробега.
На элементах рулевого управления не должно быть механических повреждений.
Для проверки свободного хода рулевого колеса (люфта рулевого управления) устанавливаем передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Прикрепляем скотчем к панели приборов отвертку с длинным стержнем, чтобы ее лезвие было направлено к рулевому колесу. Поворачиваем рулевое колесо до момента начала поворота колес (при этом колеса должны оставаться неподвижными) сначала в одну, а затем в другую сторону. При этом в моменты начала поворота колес мелом или ниткой отмечаем границы свободного хода рулевого колеса на его ободе. Измерив расстояние между метками, определяем свободный ход рулевого колеса, который не должен превышать 5 град. (соответствует расстоянию между метками 15 мм) при условии исправности рулевого механизма, рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и телескопических стоек.
При резком повороте рулевого колеса из стороны в сторону на небольшой угол убеждаемся в отсутствии стуков в рулевом механизме. В противном случае подтягиваем ослабленные крепления элементов рулевого управления или заменяем неисправные детали и узлы.
Для оценки состояния шаровых шарниров наружных наконечников рулевых тяг требуется помощник.
Вывешиваем передние колеса и надежно фиксируем автомобиль на подставках заводского изготовления.
Помощник, взявшись обеими руками за колесо, качает его в горизонтальной плоскости — несколько раз поочередно тянет заднюю часть колеса на себя, а переднюю часть — от себя, и наоборот.
При этом, приложив руку…
…к корпусу шарового шарнира 1 наружного наконечника рулевой тяги и рычагу 2 поворотного кулака, оцениваем их взаимное перемещение.
Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, необходимо заменить наружный наконечник рулевой тяги.
Проверяем состояние чехлов шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.
Если чехол шарнира наконечника потрескался или порвался нужно заменить наконечник рулевой тяги.
Проверяем состояние чехлов рулевого механизма и надежность их крепления хомутами.
Если чехлы потеряли эластичность, потрескались или порвались, их необходимо заменить.
Для проверки гидроусилителя рулевого управления на неподвижном автомобиле поворачиваем 1–2 раза управляемые колеса в крайние положения при неработающем двигателе, а затем при работающем двигателе. Сравнив усилия, приложенные к рулевому колесу в том и другом случаях, можно сделать вывод о работоспособности гидроусилителя (исправный гидроусилитель при работе двигателя существенно снижает усилие, приложенное к рулевому колесу). Осматриваем все шланги системы гидроусилителя рулевого управления. Поврежденные шланги подлежат замене. При обнаружении следов утечки жидкости в местах соединений следует заменить хомуты крепления шлангов.