Система выпуска состоит из выпускного коллектора, выполненного заодно с каталитическим нейтрализатором (катколлектором) и металлокомпенсатором.
Катколлектор: 1 — теплозащитный экран; 2 — управляющий датчик концентрации кислорода; 3 — каталитический нейтрализатор; 4 — диагностический датчик концентрации кислорода; 5 — металлокомпенсатор
Спереди катколлектор соединен с головкой блока цилиндров, а сзади — с фланцем трубы дополнительного глушителя. Дополнительный и основной глушители соединены между собой трубами и представляют собой единый узел. При выходе из строя одного из глушителей узел заменяется в сборе. Фланец катколлектора крепится одним болтом и четырьмя гайками к головке блока цилиндров. К заднему фланцу катколлектора двумя шпильками с гайками крепится фланец трубы дополнительного глушителя.
Соединение уплотняется металлической прокладкой.
На катколлектор крепится теплозащитный экран, предназначенный для защиты от перегрева щитка передка и деталей, расположенных на нем. В катколлекторе перед нейтрализатором установлен управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Второй датчик концентрации кислорода — диагностический — установлен в трубе после каталитического нейтрализатора.
Каталитический нейтрализатор отработапвших газов служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из блока со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной.
Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет электронный блок управления двигателем, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчиков концентрации кислорода (см. «2.2.1. Ford Focus II. Описание конструкции системы управления двигателями 1,4Duratec, 1,6Duratec и 1,6Duratec Ti-VCT»).
Нейтрализатор и датчики концентрации кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца, — «отравившись» ими, они перестают работать.
Поэтому категорически запрещается эксплуатация автомобиля (даже кратковременная) на этилированном бензине.
Другая причина выхода из строя нейтрализатора — перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая его блоки. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).
Металлокомпенсатор сильфонного типа позволяет силовому агрегату совершать колебания на резинометаллических опорах, не передавая эти колебания на систему выпуска отработавших газов.
Вся система подвешена к кузову на пяти резиновых подушках.
Подушки подвески системы выпуска отработавших газов: 1 — подушки подвески катколлектора; 2 — передняя подушка подвески основного глушителя; 3 — передняя подушка подвески выхлопной трубы; 4 — задняя подушка подвески выхлопной трубы
Для защиты от чрезмерного нагрева на днище кузова по всей длине системы выпуска установлены теплозащитные экраны.
Обслуживание системы выпуска заключается в ее периодическом осмотрe, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной коррозии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений и замену резиновых подушек.
Между фланцем катколлектора и головкой блока цилиндров установлена металлическая уплотнительная прокладка
Уплотнительная прокладка, расположенная между фланцами катколлектора и трубы дополнительного глушителя