1. Снимите поддон и масляный насос.
2. Нанесите метки на крышки шатунов для того, чтобы при сборке установить их на прежние шатуны.
3. Снимите поршни с шатунами и зубчатый шкив коленчатого вала.
4. Снимите крышку сальника коленчатого вала (рис. 5.45).
5. Снимите цепь привода масляного насоса.
6. Снимите насос системы охлаждения (рис. 5.46).
7. Снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала (крышки подшипников имеют номера с 1 по 5, указанные на них со стороны впуска) (рис 5.47).
8. Снимите коленчатый вал и вкладыши коренных подшипников.
9. Промойте блок цилиндров.
10. Поршневые пальцы запрессованы в верхние головки шатунов и свободно вращаются в бобышках поршней.
11. Проверьте визуально состояние шатунов (скручивание и непараллельность осей головок), прилегание крышек шатунов к стержням шатунов (при необходимости снимите заусенцы с помощью шлифовального бруска). Для нагрева шатунов используйте нагревательную плиту мощностью 1500 Вт (рис. 5.48). Поместите верхние головки шатунов на нагревательную плиту. Проследите, чтобы головки шатунов плотно прилегали к поверхности плиты. Для контроля температуры положите на каждую верхнюю головку шатуна в точке «а» по кусочку оловянного припоя с температурой плавления около 250 °С. Нагревайте верхние головки шатунов до плавления кусочков припоя.
12. Убедитесь в том, что поршневые пальцы свободно скользят в бобышках новых поршней, Для установки поршневых пальцев используйте центрирующую втулку С13 и монтажную оправку А13 (рис. 5.49). Наденьте поршневой палец Е на монтажную оправку А, после чего наверните центрирующую втулку С до упора на монтажную оправку, а затем отверните ее на четверть оборота.
13. На днищах поршней нанесены метки А, указывающие направление в сторону маховика. При сборке поршня с шатуном установите на подставку кольцо B18 и призму V18, наложите на них поршень и закрепите его имеющимся зажимом (рис, 5.50). Удостоверьтесь, что отверстия для пальца в поршне точно совпадают с отверстием в кольце B18.
14. Смажьте моторным маслом центрирующее приспособление и поршневой палец. Вставьте поршневой палец в поршень на подставке и убедитесь, что он свободно перемещается в осевом направлении, при необходимости восстановите соосность отверстий.
Ориентация поршня относительно шатуна
15. Цилиндры 1 и 2: поршень должен быть установлен на подставке так, чтобы стрелка, выгравированная на его днище, была направлена вверх и находилась справа от вертикальной средней плоскости поршня, а выступ 2 на днище поршня располагался внизу и слева от этой плоскости (рис. 5.51). Установите шатун так, чтобы стопорный выступ 3 вкладыша шатунного подшипника находился внизу и справа от вертикальной средней плоскости поршня.
16. Цилиндры 3 и 4: поршень должен быть установлен на подставке так, чтобы стрелка, выгравированная на его днище, была направлена вверх и находилась справа от вертикальной средней плоскости поршня, а выступ 2 на днище поршня располагался сверху и слева от этой плоскости (рис. 5.52). Установите шатун так, чтобы стопорный выступ 3 вкладыша шатунного подшипника находился внизу и справа от вертикальной средней плоскости поршня.
17. Смажьте центрирующую втулку и поршневой палец моторным маслом.
18. Вставьте поршневой палец отверстия поршня для проверки и убедитесь в его свободном перемещении, при необходимости отцентрируйте поршень.
19. Как только кусочек припоя достигнет температуры плавления (превращение кусочка в каплю), выполните следующие операции:
· удалите каплю припоя с головки шатуна;
· вставьте центрирующую втулку оправки в поршень;
· вставьте шатун в поршень;
· быстро продвиньте поршневой палец до упора центрирующей втулки в дно отверстия опоры для поршня.
20. Убедитесь в том, что палец остается утопленным по отношению к наружной поверхности поршня при любом положении шатуна в поршне.
21. Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня. Обязательно соблюдайте последовательность установки поршневых колец. Смажьте кольца моторным маслом и разведите их замки, как показано рисунке 5.53.
22. Далее сборка производится порядке, обратном разборке. Убедитесь в том, что коленчатый вал вращается свободно и осевой зазор коленчатого вала не превышает 0,04 - 0,252 мм (рис. 5.54).