Ремонт водяного насоса. Характерной неисправностью водяного насоса (см.рис 18) является течь жидкости через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца. О неисправности свидетельствует течь из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, которую можно устранить перевёртывание текстолитового кольца обратной стороной (не изношенной) к торцу втулки, или заменой кольца с одновременной заменой резиновой манжеты. Выполнять закупорку дренажных отверстий делать нельзя, так как охлаждающая жидкость начнет поступать в подшипники насоса, и они выйдут из строя.
Для ремонта сальникового уплотнения необходимо:
· снять водяной насос с двигателя;
· отвернуть гайку крепления крышки корпуса, снять крышку и прокладку;
· удерживая от проворота валик за шкив, отвернуть колпачковую гайку и съёмником снять крыльчатку с валика насоса, снять стопорное кольцо сальника крыльчатки и вынуть из неё все детали сальника.
Пригодность деталей сальника определяется внешним осмотром. Текстолитовое кольцо не должно иметь сколов, трещин, задиров. Незначительные задиры и риски можно устранить притиркой кольца. Манжеты сальников должны быть эластичными, без надрывов, плотно прилегать к валу и текстолитовому кольцу.
Собирать сальник крыльчатки следует в следующем порядке:
- вставить в корпус крыльчатки пружину сальника;
- затем резиновую манжету в сборе с внутренней и внешней обоймами;
- текстолитовое и стопорное кольцо.
После установки стопорного кольца текстолитовое должно свободно перемещаться вдоль пазов крыльчатки при нажатии рукой и возвращаться в первоначальное положение под действием пружины. Часть валика насоса, на которой сидит резиновая манжета, перед установкой крыльчатки должна быть смазана мылом, а торец втулки, соприкасающийся с текстолитовым кольцом – тонким слоем графитовой смазки. Это исключает возможность задира поверхности кольца и улучшает притирку поверхностей текстолитового кольца и торца втулки. После установки крыльчатки на место, колпачковую гайку крепления крыльчатки необходимо затянуть до отказа и застопорить шайбой.
При полной разборке насоса, для замены подшипников и валика крыльчатку снимают с валика как указано выше; отвёртывают гайку крепления шкива и снимают шкив с валика насоса при помощи съемника; отвёртывают винт крепления и снимают крышку подшипников; вынимают из корпуса насоса валик в сборе с подшипниками и втулками.
При наличие трещин любого размера и расположения корпус не ремонтируют, а заменяют. Войлочные сальники при ремонте заменяют новыми, предварительно пропитав их смазкой.
Собирают насос в обратном порядке. Полость корпуса между шарикоподшипниками должна быть заполнена смазкой литол-24 или ЦИАТИМ-201(ГОСТ21150-75). После сборки нужно добавить смазку через маслёнку до появления её из контрольного отверстия. Валик насоса после сборки должен вращаться свободно, без заеданий.
При установке насоса на двигатель прокладку между фланцем насоса и крышкой шестерен распределения рекомендуется заменить. Привалочные плоскости фланца насоса и крышки шестерен распределения должны быть предварительно очищены от остатков старой прокладки, а новая должна быть смазана с двух сторон герметизирующей не засыхающей пастой.