Детали разобранного двигателя очистить от смазки, смол и нагара, которые могут скрыть дефекты.
Следует помнить, что нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюминиевых сплавов (блок и головки цилиндров, поршни и т. п.), так как эти растворы разъедают алюминий.
Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:
Сода (Na2CO2) |
18,5 г |
Мыло (зелёное или хозяйственное) |
10,0 г |
Жидкое стекло |
8,5 г |
Вода |
1 л |
Каустическая сода (NaOH) |
25,0 г |
Сода (Na2CO2) |
33,0 г |
Мыло (зелёное или хозяйственное) |
8,5 г |
Жидкое стекло |
1,5 г |
Вода |
1 л |
Каустическая сода, входящая в состав моечных растворов, разъедает кожу и ткани, поэтому работать с ней надо в резиновых перчатках и прорезиненном фартуке.
Нагар обычно очищают ручным скребком или мягкой проволочной щёткой.
Очищать детали металлическими щётками надо осторожно, чтобы не повредить обработанные поверхности.
Проволочную щётку со стальным сердечником применяют для очистки головок и верхней части блока цилиндров, днищ поршней и т.п.
Для привода щёток применяют ручную дрель, рассчитанную на наибольший диаметр сверла 6,5 мм.
Клапаны. При очистке клапанов вращающейся проволочной щёткой их надо удерживать неподвижно. Необходимо следить за тем, чтобы весь нагар и особенно смола были удалены, а не заполированы. Большие отложения нагара на головках клапанов могут быть сняты большой отверткой или скребком.
Направляющие втулки клапанов требуют очень тщательной очистки. Несколько капель растворителя (например ацетона) облегчают удаление нагара и смолы.
Рис.18. Очистка канавок поршней от нагара
Поршни предварительно опустить в керосин или растворитель на 20 — 30 мин, а затем удалить с них нагар скребками или щётками. Особенно тщательно надо очищать от нагара канавки под поршневые кольца. Для этого используют приспособление, показанное на рис. 18. Ширина лопастей приспособления должна соответствовать ширине канавок поршня, При очистке надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить стенки кольцевой канавки. Поверхность стенок должна быть совершенно ровной для хорошей посадки нового кольца. Отверстия для слива масла очищать при помощи сверла диаметром 4,0 мм.
Коленчатый вал. Вывернуть все пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить из них отложения при помощи проволочных щёток. Промыть керосином и продуть сжатым воздухом масляные каналы и полости грязеуловителей, завернуть пробки и закернить их. Особенно важно прочистить эти отверстия и полости после ремонта коленчатого вала.
Блок цилиндров. Вывернуть все пробки масляных каналов, вывернуть пробку редукционного клапана, вынуть пружину и плунжер клапана, промыть керосином при помощи мягких проволочных ершей и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Очистить привалочные поверхности. Поверхности рубашки охлаждения очистить от накипи и продуктов коррозии при помощи деревянных скребков.
Головка цилиндров. Очистить от нагара и смол поверхности камер сжатия, каналов системы питания при помощи проволочной щётки или ручного скребка. Вывернуть пробку масляного канала и продуть его сжатым воздухом.
Коромысла клапанов, оси коромысел. Прочистить мягкой проволокой и продуть сжатым воздухом смазочные отверстия в коромыслах, регулировочных болтах и осях коромысел.
Пружины клапанов, тарелки пружин и втулки тарелок очищают в растворителе. В качестве растворителя нельзя использовать вещества, которые могут удалить краску, поскольку клапанные пружины окрашены для защиты от коррозии.