Для проведения ремонта или осмотра состояния деталей разобрать насос гидроусилителя, клапан управления и силовой цилиндр.
Разборка и проверка насоса. Перед разборкой насос (рис. 96) снять с автомобиля, слить масло, очистить и промыть наружную поверхность насоса.
Порядок разборки и проверки насоса следующий:
- снять крышку бачка и фильтры;
- снять бачок 5;
- установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку 9 насоса. При снятии крышки удерживать перепускной клапан 8 от выпадания;
- отметить положение распределительного диска относительно статора 11 и снять его со штифтов;
- отметить положение статора 11 относительно корпуса 14 насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса);
- снять ротор 12 вместе с лопастями. Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому иx комплектность при разборке нарушать нельзя;
- снять шкив 1 (при необходимости), стопорное кольцо и вал 13 насоса вместе с передним подшипником;
- проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоев или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя;
- проверить затяжку седла предохранительного клапана 7 и в случае необходимости подтянуть его;
- проверить каналы деталей насоса и очистить их;
- проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или износа притереть эти поверхности на плите, после чero детали тщательно промыть;
- проверить, свободно ли перемещаются в пазах лопасти 4 и не изношены ли они;
- осмотреть резиновые уплотнители. Затвердевшие, с трещинами и другими дефектами уплотнители заменить.
При оценке технического состояния насоса иметь в виду, что износы отдельных деталей, кроме явных задиров, не могут служить основанием для их замены. Технически исправное состояние насоса определяется двумя комплексными показателями: максимальным давлением, которое создает насос, и шумностью при работе.
Проверка давления, создаваемого насосом, описана в разделе
"9.2.1. ГАЗ-66. Техническое обслуживание, неисправности гидроусилителя рулевого управления и способы их устранения". В связи со сложностью замера износов статора, ротора и лопастей насоса их нужно замерять в случае потери давления или явных задиров. Ротор насоса, статор и лопасти при сборке на заводе сортируют на три группы по длине.
В насос устанавливают детали только одной группы. Подбор указанных деталей по группам обеспечивает высокую работоспособность насоса и получение заданных характеристик.
При ремонте насоса ротор, статор и лопасти заменять также комплектно. Такие комплекты завод-изготовитель поставляет для запасных частей. Размеры, по которым сортируют ротор, статор и лопасти на группы, приведены в табл. 17.
Размеры ротора, статора и лопости по группам таблица.17
Наименование детали |
Номер группы |
Длина детали, мм |
Ротор (сортировка по наибольшему размеру) |
1 |
22,000 — 21,996 |
2 |
21,996 — 21,992 |
3 |
21,992 — 21,988 |
Статор (сортировка по наибольшему размеру) |
1 |
22,017 — 22,013 |
2 |
22,013 — 22,009 |
3 |
22,009 — 22,005 |
Лопасти (сортировка по наибольшему размеру) |
1 |
21,938 — 21,992 |
2 |
21,992 — 21,988 |
3 |
21,988 — 21,984 |
Золотник перепускного клапана и крышку насоса также подбирают комплектно, для чего их сортируют на три группы по диаметрам отверстия и шейки. Размеры, по которым сортируют на группы крышку и золотник, приведены в табл. 18.
Диаметры отверстия крышки и шейки золотника по группам таблица 18
Наименование детали |
Номер группы |
Диаметр, мм |
Крышка (сортировка по наименьшему размеру) |
1 |
20,015 — 20,010 |
2 |
20,010 — 20,005 |
3 |
20,005 — 20,000 |
Золотник (сортировка по наибольшему размеру) |
1 |
19,992 — 19,967 |
2 |
19,987 — 19,982 |
3 |
19,982 — 19,977 |
При повышенной шумности работы насоса (явно выделяющийся звук из общего шумового фона работающего двигателя) заменить шариковый подшипник валика насоса.
При ремонте насоса иметь в виду, что насос унифицирован с насосом автомобиля ЗИЛ-130, кроме шкива и пружины перепускного клапана.
Сборку насоса необходимо выполнять в следующем порядке.
- Перед сборкой все детали тщательно промыть и просушить. Не следует протирать детали концами и тряпками, оставляющими на деталях нитки, ворсинки и т.п. Это же требование соблюдать при сборке и клапана управления и силового цилиндра.
- Установить статор, ротор с лопастями и распределительный диск в соответствия с метками, нанесёнными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса.
- Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла должен быть обращён внутрь отверстия. Равномерно затянуть болты крепления крышки.
- Момент затяжки болтов крышки - 2,1 — 2,8 кГм.
- Момент затяжки болтов, крепящих бачок -0,8 — 1 кГм.
- Момент затяжки raйки, крепящей шкив насоса - 5 — 6,5 кГм.
Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.