ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
12.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт и испытание генератора
РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА
рис. 126. Снятие крышки при помощи съёмника со стороны коллектора.
Генератор, подлежащий ремонту, разбирать в следующем порядке.
- Снять защитную ленту и щётки.
- Снять крышку подшипника и отвернуть гайку крепления заднего конца вала якоря.
- Отвернуть стяжные винты генератора и снять крышку со стороны коллектора при помощи съёмника (рис. 126).
- Вынуть якорь с крышкой со стороны шкива из корпуса.
- Съёмником снять с якоря шкив, а затем отвернуть винты пластин крепления подшипника и снять крышку.
- При необходимости в приспособлении отвернуть винты крепления полюсов и снять катушки возбуждения (рвс. 127).
рис. 127. Отвёртывание полюсов в приспособлении.
Осмотр и проверка корпуса. При помощи омметра (прибор 533) или контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока, проверить на отсутствие замыкания катушек возбуждения и клемм на корпус. При проверке контрольной лампой соединить её с клеммой Ш и корпусом. Затем с клеммы Ш переключить контрольную лампу на клемму Я. При этом наконечники, отсоединенные от щёткодержателей, не должны касаться корпуса. В обоих случаях лампа гореть не должна. Если лампа горит, то это указывает на замыкание обмотки возбуждения или клеммы на корпус. В этом случае снять обмотки возбуждения и устранить повреждение.
Поврежденные изоляционные прокладки и втулки клемм заменить. Затем проверить целость обмотки возбуждения при помощи контрольной лампы. Для этого контрольную лампу подключить к клемме Ш и наконечнику проводи от обмотки возбуждения. При исправной обмотке лампа должен гореть.
Обмотки возбуждения проверить на отсутствие межвитковых замыканий. Эту проверку выполнять омметром (прибор 533). Сопротивление обеих катушек должно быть 7,6 — 8,4 Ом. Катушки возбуждения, имеющие межвитковые замыкания, подлежат замене.
На полюсах не должно наблюдаться следов задевания за них якоря. При наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при необходимости заменить.
Осмотр и проверка крышек. Проверить при помощи омметра (прибор 533) или контрольной лампы отсутствие замыкания изолированного щёткодержателя на крышку со стороны коллектора. При исправной изоляции лампа гореть не должна. Подшипник в крышку со стороны коллектора должен входить свободно, но без заметной слабины. Диаметр отверстия под подшипник должен быть 35+0,03 мм. Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного или изолированный щёткодержатель замыкает, то крышка подлежит замене.
Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47+0,03 мм.
Осмотр и проверка якоря. Якорь генератора проверить на отсутствие межвитковых замыканий (рис. 128), а также замыканий обмотки на пакет железа на приборе 533 (омметром).
При наличии повреждений якорь подлежит замене.
Если при осмотре коллектора якоря обнаружено, что он загрязнён и имеет следы подгорания и неравномерного износа по длине, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки коллектора закрепить якорь за переднюю крышку в тисках и, плавно поворачивая якорь, зачистить коллектор шкуркой.
Если коллектор имеет сильный износ и биение поверхности, проточить его на специальном станке ГАРО или на токарном станке.
После проточки проверить индикатором биение коллектора.
Биение коллектора выше 0,03 мм приводит к быстрому подгоранию коллектора и износу щёток, особенно при больших оборотах коленчатого вала двигателя. На проточенном коллекторе подрезать изоляцию на глубину 0,8 мм в приспособлении или ножовочным полотном, заточенным с обеих сторон до 0,8 мм.
После подрезки коллектор отшлифовать мелкой стеклянной шкуркой 100.
рис. 128. Проверка якоря генератора на отсутствие виткового замыкания.
Осмотр и проверка щеточного узла. Для проверки щёток собрать якорь с крышкой со стороны коллектора.
Проверить, не заедают ли щётки в щёткодержателях, а также состояние и величину износа щёток и силу давления щёточных пружин.
При слабом давлении щёток увеличивается искрение и коллектор обгорает.
Чрезмерная сила давления щёток вызывает перегрев коллектора и сильный износ щёток. Давление пружин на щётки должно быть в пределах 800 — 1300 Г. При измерении давления положить под щетку полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно тянуть бумажную полоску и, когда бумага начнёт перемешаться, зафиксировать величину показания динамометра.
Щётки в щёткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий и лишнего зазора.
Изношенные до высоты 14 мм, замасленные или поврежденные щётки заменить новыми щётками типа ЭГ13 или ЭГ13-П размером 22,3Х23,5Х6,3 мм.
Применять щетки другого типа нельзя.
В случае замены щёток или проточки коллектора рекомендуется притереть щётки к коллектору. Полоску шкурки кладут на коллектор абразивной стороной к щётке. Проворачивая якорь от руки в сторону, противоположную
вращению якоря, добиваются притирки щётки по всей рабочей поверхности.
При проворачивании якоря в противоположном направлении щётку несколько приподнять при помощи крючка.
После окончания осмотра в замены дефектных деталей генератор собрать в порядке, обратном разборке. После сборки генератор проверить.
КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРА.
Исправность генератора и правильность его сборки определяются:
- проверкой при работе генератора в режиме электродвигателя;
- проверкой числа оборотов в минуту, при которых достигается напряжение 12,5 В при работе генератора вхолостую и при полной нагрузке.
Для проверки генератора, работающего вхолостую, его надо включить в цепь аккумуляторной батареи 12 В и измерить силу потребляемого тока. Корпус генератора соединить с отрицательным зажимом батареи, а зажимы Я и Ш с её положительным зажимом (рис. 129).
рис. 129. Схема включения генератора в режиме электродвигателя:
1— генератор; 2 — амперметр; 3 — аккумуляторная батарея.
Для проверки генератора Г130-Э надо иметь дополнительные клеммовые разъёмы. Очень важно при подключении не перепутать провода, так как при несоблюдении полярности произойдет перемагничевание генератора.
Установка на автомобиль перемагниченного генератора может привести к спеканию контактов реле обратного тока и отказу в работе реле-регулятора. Измерять потребляемую силу тока нужно после пятиминутной работы генератора. Исправный генератор должен потреблять силу тока не более 6 А при 550— 700 об/мин. При этом якорь его должен вращаться по часовой стрелке (со стороны привода) плавно, без рывков. Рывки якоря при подводе к щёткам одних и тех же коллекторных пластин обычно являются признаком неисправности обмотки якоря генератора.
При работе генератора электродвигателем искрение под щётками генератора должно быть едва заметно. Если искренне сильное и на коллекторе остаются следы обгорания, то это означает, что обмотки генератора неисправны.
Повышенная потребляемая сила тока и одновременно пониженные обороты характеризуют неправильность сборки (перекосы крышек, задевание якоря за полюсы).
Повышенная потребляемая сила тока и одновременно повышенные обороны свидетельствуют обычно о наличии неисправностей электрической части генератора.
Пониженная потребляемая сила тока указывает на плохие контакты в цепи якоря (загрязнён коллектор или щётки, слабый нажим щёток на коллектор, плохие контакты в местах соединений).
Число оборотов, при котором генератор развивает напряжение 12,5 В, проверяют на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять обороты якоря генератора (до 3000 об/мин), приборов (вольтметр, амперметр и тахометр) и реостата, позволяющего создать нагрузку до 30 А в цепи генератора.
Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 130. Без нагрузки, когда генератор холодный, вольтметр должен показать 12,5 В при 1450 об/мин (не более) якоря генератора.
При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В число оборотов якоря генератора должно быть не более 2400 об/мин.
Во время испытаний обороты якоря генератора изменять плавно и следить при этом за показаниями вольтметра и амперметра, не допуская чрезмерного повышения напряжения и силы тока в цепи, чтобы не повредить генератор.
рис. 130. Схема подключения генератора для проверки в генераторном режиме:
1— тахометр; 2 — электродвигатель; 3 — генератор; 4 — вольтметр; 5 - амперметр; 6 - включатель; 7 - реостат.
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 12.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Генератор. Техническое обслуживание и неисправности
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 8.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Генератор
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 7.3.2. Электрооборудование автомобилей МАЗ. Система электроснабжения (генератор). Ремонт
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 7.3.1. Электрооборудование автомобилей МАЗ. Система электроснабжения (генератор). Техническое обслуживание
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 7.3. Электрооборудование автомобилей МАЗ. Система электроснабжения (генератор). Устройство