Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Термостат системы охлаждения — жидкостного типа.
Начало открытия клапана термостата происходит при температуре охлаждающей жидкости 78+4-2 °С, а при температуре 91±З°С клапан полностью открыт.
Проверить исправность термостата можно, подогревая его в любом сосуде с водой, а температуру последней контролировать термометром. При обнаружении неисправности термостата он подлежит замене.
Радиатор — трубчато-ленточный. Трубки радиатора изготовлены из томпака толщиной 0,17 мм.
Герметичность радиатора проверяют в водяной ванне при помощи воздуха, подаваемого в радиатор под давлением не более 1 кГ/см². Неисправный радиатор можно запаять или допускается глушение трубок радиатора, но не более трёх.
Давление в системе охлаждения двигателя регулируется клапанами пробки радиатора.
Паровой клапан отрегулирован на избыточное давление в системе 0,46 — 0,55 кГ/см². При таком давлении температура воды в системе охлаждения может достичь 105 — 110°С без закипания.
Воздушный клапан отрегулирован на разрежение в системе 0,01 — 0,10 кГ/см².
Водяной насос центробежного типа с производительностью 200 л/мин при 3200 об/мин коленчатого вала.
Для замены сальника водяного насоса необходимо:
- снять корпус водяного насоса с крышки распределительных шестерен;
- отвернуть болт крепления крыльчатки водяного насоса, зажав ступицу в тисках;
- съёмником спрессовать крыльчатку с вала водяного насоса (рис. 21). Перед снятием крыльчатки, чтобы не повредить резьбу в валике, необходимо между торцом валика и болтом съёмника поставить плоскую шайбу;
- снять запорное кольцо и вынуть уплотняющую шайбу, манжету сальника, обойму сальника и пружину сальника;
- промыть и очистить детали водяного насоса.
Рис.21. Снятие крыльчатки водяного насоса
Сальник крыльчатки водяного насоса собирают в следующем порядке:
- собрать крыльчатку с сальником, для чего в заднее углубление на крыльчатке укладывают последовательно: пружину сальника, обойму сальника, резиновую манжету, уплотняющую шайбу и все эти детали закрепляют запорным кольцом;
- если абсолютная величина износа текстолитовой уплотняющей шайбы невелика, то её можно установить вновь, повернув неизношенной стороной к корпусу водяного насоса;
- торец корпуса водяного насоса, с которым имеет контакт уплотнительная шайба, перед напрессовкой крыльчатки на валик смазать тонким слоем графитовой смазки. Это улучшает качество приработки рабочих поверхностей уплотняющей шайбы и торца корпуса насоса;
- напрессовать при помощи ручного пресса крыльчатку на валик до упора ступицы крыльчатки в торец лыски валика;
- на болт крепления крыльчатки надеть пружинную шайбу, плоскую шайбу и навернуть болт в задний торец валика до упора;
- привернуть корпус водяного насоса на крышку распределительных шестерен, заменив его прокладку на новую.
Для замены подшипников водяного насоса необходимо следующее.
- Выпрессовать крыльчатку водяного насоса, как это указано выше.
- Отвернуть гайку крепления ступицы шкива, зажав ступицу в тисках.
- Съёмником снять ступицу шкива, как показано на рис. 22 .
- Снять запорное кольцо наружных обойм подшипников.
- Выпрессовать валик насоса вместе с подшипниками и распорными втулками из корпуса. Для выпрессовки установить корпус передним торцом на подставку с отверстием, обеспечивающими свободный выход через него подшипников. Нагрузку прикладывать к заднему торцу валика.
- Спрессовать подшипники с валика.
Рис.22. Снятие ступицы шкива водяного насоса
После разборки все детали тщательно промыть в керосине и продуть сжатым воздухом.
Подшипники в корпус водяного насоса следует устанавливать в обратной последовательности.
При сборке следует учесть, что подшипники напрессовывают на валик сальниками в противоположные стороны.
После сборке полость подшипников водяного насоса заполните смазкой 1-13 до появления её из контрольного отверстия.