ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
12.4.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт и регулировка реле-регулятора
ПРОВЕРКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА
Кроме приборов, которые применяются для проверки реле-регулятора на автомобиле, в мастерской надо иметь испытательный стенд, оборудованный электродвигателем, позволяющим плавно изменять обороны якоря генератора не менее, чем до 3000 об/мин, аккумуляторную батарею, реостат (ламповый или проволочный), позволяющий создать нагрузку до 30 А в цепи генератора.
Схема простейшего стенда для проверки реле-регулятора показана на рис. 135.
Рис. 135. Схема простейшего стенда для проверки реле-регулятора:
1 - аккумуляторная батарея 2 - нагрузочный реостат; 3 - переключатель нагрузок; 4 - амперметр; 5 - реле-регулятор; 6 - генератор; 7 - электродвигатель; 8 - тахометр; 9 - переключатель вольтметра; 10 - амперметр.
Если реле-регулятор неисправен, то снять крышку и тщательно осмотреть его. При этом нужно проверить:
- не загрязнен ли реле-регулятор в результате повреждения уплотнительной прокладки и не проникает ли вода под крышку. В случае необходимости очистить детали от коррозии и грязи и сменить уплотнительную прокладку;
- нет ли ненадежных электрических соединений, механических повреждений деталей или повреждений изоляции катушек вследствие их перегрева. Устранить замеченные неисправности, а детали, имеющие повреждения, заменить;
- нет ли признаков обгорания и загрязнения контактов. Высокое переходное сопротивление контактов, возникающее в результате их подгорания или загрязнения, а также ослабление натяжения пружин чаще всего являются причинами нарушения нормальной регулировки реле-регулятора. В этих случаях для восстановления нормальной работы реле-регулятора достаточно зачистить контакты и отрегулировать каждый из приборов. Зачищать контакты нужно надфилем или стеклянной шкуркой зернистостью 170. После зачистки надо удалить пыль и мелкие частицы нагара, протянув между контактами кусок чистой сухой замши или ткани без ворса, смоченной в спирте. Применять для зачистки контактов наждачную бумагу запрещается;
- исправны ли сопротивления и надёжно ли их крепление. Неисправное сопротивление заменить;
- плотно ли затянуты гайки крепления сердечников катушек к основанию;
- нормальной ли величины зазоры между контактами и между якорями и сердечниками регулятора напряжения и ограничителя тока. Если требуется, отрегулировать зазоры. При замерах зазоров между якорем и сердечником иметь в виду, что зазор надо измерять от якоря до сердечника, а не до латунной заклепки, которая предназначена для предохранения якоря от «прилипания» к сердечнику при притягивании.
РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА
Рис. 136. Величина зазоров в приборах реле-регулятора:
1 - стойка; 2 - пружина; 3 - сердечник; 4 - якорь; 5 - ограничитель хода якоря; 6 - стойка с неподвижным контактом реле обратного тока; 7 - стойка с неподвижным контактом ограничителя; 8 - винт крепления стойки пружины ; 9 - винт крепления стойки неподвижного контакта; 10 - ярмо.
У реле обратного тока (РОТ) зазор А (рис. 136) между якорем 4 и диамагнитной шайбой сердечника 3 должен быть 0,6 - 0,8 мм при разомкнутых контактах и в момент замыкания контактов 0,2 - 0,3 мм. Зазор Б между контактами должен быть не менее 0,25 мм.
Зазор между якорем и диамагнитной шайбой изменяют подгибанием ограничителя 5 хода якоря.
Зазор между контактами изменяют подгибанием стойки нижних контактов.
У регулятора напряжения (РН) и ограничителя тока (ОТ) зазоры В и Д между якорем и сердечником при замкнутых контактах должны быть в пределах 1,35 — 1,55 мм.
Для регулировки указанных зазоров отпустить винты крепления стойки верхнего контакта и перемещением её установить нужный зазор.
Зазор Г у регулятора напряжения между серьгой и якорем должен быть 0,2 — 0,35 мм.
После сборки и регулировки зазоров реле-регулятор проверить и при необходимости подрегулировать.
Регулировка реле обратного тока.
- Установить реле-регулятор на стенд и подключить его согласно схеме, показанной на рис. 135.
- Переключатель 3 перевести в положение Б, а переключатель 9 в положение Г.
- Включить электродвигатель и, медленно повышая обороты якоря генератора, заметить, при каком напряжении включается реле обратного тока. Момент включения определяется по отклонению стрелки амперметра.
Если напряжение включения реле обратного тока не соответствует требуемому значению, то отрегулировать его натяжением пружины в подгибаннем стойки пружины.
После регулировки реле обратного тока проверить несколько раз, для чего, снижая обороты якоря генератора, по амперметру заметить силу тока, при котором контакты реле разомкнутся.
Регулировка регулятора напряжения. Для регулировки переключить переключатель 3 (см. рис. 135) в положение А, а переключатель 9 в положение В. Повысить обороты якоря генератора до 3000 об/мин. Реостатом 2 создать нагрузку 14 А.
Если регулируемое напряжение не соответствует требуемым величинам, то его необходимо отрегулировать натяжением пружины.
Регулировка ограничителя тока. Включение приборов и обороты якоря генератора остаются такие же, что при проверке регулятора напряжения.
Реостатом создают нагрузку 28А, наблюдая по амперметру, после какой величины сила тока перестает увеличиваться при дальнейшем уменьшении сопротивления реостата.
Сила тока должна находиться в пределах 26,5 — 29,5 А.
Величину ограничиваемой силы тока регулируют натяжением пружины аналогично регулятору напряжения. После регулировки на реле-регулятор надеть крышку и провести повторную проверку всех приборов.
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Очистка деталей
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 12.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Реле-регулятор. Техническое обслуживание и неисправности