Для разборки двигатель рекомендуется установить на поворотный стенд (рис. 11), обеспечивающий доступ к любому агрегату и детали.
Рис.11. Поворотный стенд для разборки и сборки двигателя
Все детали ремонтируемого двигателя, пригодные для дальнейшей эксплуатации, устанавливают при сборке на свои места, где они хорошо приработались. Для этого такие детали, как поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны и т. д., при снятии их с двигателя маркируют (кернением, надписыванием, креплением бирок и т. п,) или укладывают на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположением на двигателе.
Разбирая двигатель, следует помнить, что некоторые детали его обрабатывают при изготовлении на заводе в сборе с другими с ними сопряжёнными, и разукомплектовка этих деталей недопустима.
К деталям, которым недопустима разукомплектовка, относятся крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки шатунов с шатунами, картер сцепления с блоком цилиндров и др.
При замене картер сцепления устанавливают на блок цилиндров по индикатору. В этом случае проверяют концентричность установочного отверстия коробки передач к оси коленчатого вала, перпендикулярность торца картера к оси коленчатого вала (рис. 12).
Допустимое биение отверстия и торца не должно превышать 0,08 мм.
Рис.12. Проверка перпендикулярности торца картера сцепления к оси коленчатого вала
Технология разборки двигателей.
- Снять натяжной ролик в ремень привода водяного насоса и вентилятора. У двигателя автомобиля ГА3-66 снять установочную планку генератора, ремень привода генератора и водяного насоса, снять генератор;
- установочную планку насоса гидроусилителя рулевого управления и насос в сборе с подвижным кронштейном.
- Снять стартер.
- Отсоединить тягу дросселей от карбюратора, снять пружину педали управления дросселями и валик педали с кронштейном в сборе. У двигателя автомобиля ГА3-66, кроме того, снять нижний валик педали управления дросселями в сборе с кронштейном.
- Снять кронштейн пружины педали управления дросселями. Отвернуть топливопроводы от насоса к фильтру и от фильтра к карбюратору и снять кронштейн фильтра тонкой очистки топлива в сборе с фильтром. У двигателя автомобиля ГА3-66 фильтр тонкой очистки топлива, установленный на компрессоре, снимать вместе с компрессором.
- Снять катушку зажигания в сборе с кронштейном.
- Отвернуть и снять трубка пневмоцентробежного ограничителя числа оборотов коленчатого вала.
- Отвернуть трубку вакуумного регулятора опережения зажигания от карбюратора и прерывателя-распределителя и снять карбюратор вместе с прокладкой.
- Снять нагнетательный маслопровод фильтра центробежной очистки масла.
- Ослабить стяжные хомуты шланга перепускного канала рубашки охлаждения и снять шланг.
- Отвернуть гайки крепления крышки коромысел и снять держатели электропроводов высокого напряжения.
- Отсоединить электропровода от свечей зажигания, отвернуть винт крепления установочной пластины прерывателя-распределителя и снять прерыватель-распределитель вместе с электропроводами.
- Отвернуть две рым-гайки и оставшиеся гайки крепления впускного трубопровода и снять его вместе с прокладками.
Примечание. В некоторых случаях для сокращения времени разборки впускной трубопровод можно снять в сборе с карбюратором, а с двигателя ГАЗ-53А и с генератором.
При снятии крышек коромысел с прокладками следить за тем, чтобы не выпали фасонные шайбы уплотнителей крышек.
- При необходимости отвернуть и снять выпускные трубопроводы с прокладками, планками и экранами. На двигателях последних выпусков устанавливают беспланочные выпускные трубопроводы.
- Отвернуть гайки крепления стоек осей коромысел и снять оси коромысел в сборе со стойками, коромыслами и пружинами.
- Вынуть и уложить штанги в толкатели.
- Отвернуть гайки крепления головок цилиндров и снять головки с прокладками.
- Втулками-зажимами закрепить гильзы цилиндров в блоке для предохранения их от выпадания (рис. 13).
Рис. 13. Закрепление гильз в блоке цилиндров втулками-зажимами
- При помощи съёмника демонтировать клапаны (рис. 14) и уложить их на стеллаж вместе с другими деталями. Для облегчения демонтажа втулки тарелки клапана и сухарей рекомендуется после предварительной затяжки винта съёмника слегка ударить рукояткой молотка по тарелке скобы съёмника. Съёмник позволяет демонтировать и монтировать клапаны на головки цилиндров как в сборе с выпускными трубопроводами, так и без них. При демонтаже впускных клапанов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить резиновых колпачков, находящихся на стержне клапана.
Рис. 14. Демонтаж пружин клапанов
- Снять топливный насос и его прокладку.
- Отвернуть гайку крепления скобы привода прерывателя-распределителя, снять привод с прокладкой.
- Снять поддон картера двигателя и его прокладку.
- Снять крышку картера сцепления.
- Отвернуть болты крепления шкива коленчатого вала и снять его.
- Отвернуть храповик коленчатого вала и снять его вместе с зубчатой шайбой.
- При помощи съёмника снять ступицу коленчатого вала.
- Снять крышку распределительных шестерен в сборе с водяным насосом и датчиком ограничителя числа оборотов.
- Снять прокладку крышки.
- Снять маслоотражатель коленчатого вала, съёмником спрессовать шестерню коленчатого вала (рис. 15).
Рис.15. Снятие шестерни коленчатого вала
- Снять упорную шайбу коленчатого вала и переднюю шайбу упорного подшипника.
- Осторожно вынуть распределительный вал, для чего отвернуть торцовым ключом через отверстия в шестерне распределительного вала болты крепления упорного фланца к блоку цилиндров.
- Снять масляный насос с прокладкой и упорной втулкой.
- Снять маслоприёмник и вынуть из гнезда в блоке цилиндров его уплотнительную прокладку.
- Повернуть коленчатый вал так, чтобы нижние головки шатунов первого и пятого цилиндров находились в крайнем нижнем положении.
- Снять крышки шатунов вместе с вкладышами.
- Вынуть поршни вместе с шатунами и верхними шатунными вкладышами.
- Установить крышки шатунов на места.
Таким же способом снять остальные комплекты поршней. Перед демонтажем шатунно-поршневой группы необходимо убедиться в чёткости и правильности постановки клейм на шатунах и крышках шатунов. Порядковый номер цилиндра должен быть выбит на каждом шатуне и его крышке на бобышке под шатунный болт.
- Съёмником снять поршневые кольца с поршней (рис. 16).
Рис. 16. Снятие поршневых колец
- Снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с нижними вкладышами при помощи съёмника (рис. 17). Перед демонтажём крышек нанести на них различительные знаки. Крышки при сборке двигателя устанавливать на свои прежние места.
Рис. 17. Снятие крышек коренных подшипников
- Отвернуть гайки крепления держателя заднего сальника и снять его вместе с боковыми уплотнителями.
- Вынуть коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением. Вынуть верхние вкладыши коренных подшипников и уложить их на стеллаже в порядке установки на двигатель.