Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.
Техническая характеристика
Указатель спидометра |
12.3802, магнитоиндукционный, с электрическим приводом
|
Указатель тахометра |
251.3813, электронный |
Датчик спидометра |
МЭ307 или 20.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты
|
Амперметр |
АП170, магнитоэлектрический |
Указатель давления в системе смазывания двигателя
|
УК170-03, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления
|
Датчик указателя давления масла
|
ММ370, мембранного типа с реостатом
|
Указатель уровня топлива
|
УБ170-01, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива
|
Датчик указателя уровня топлива
|
БМ158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива
|
Указатель температуры охлаждающей жидкости
|
УК17-01, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева
|
Датчик указателя температуры
|
ТМ100-А, с терморезистором |
Электрический спидометр состоит из преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приёмник; приёмника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным устройством.
Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис. 350. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 351, 352.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверьте работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.
При сервисе 2 проверьте состояние и надежность датчиков включения блокировки мостов и стоп-сигнала.
РЕМОНТ
Для контрольной проверки спидометра и тахометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.
При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключайте поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оцените погрешность проверяемого прибора.
При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводите также методом сравнения.
Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключите от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле.
Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ1.
При проверке технического состояния амперметра оцените точность его показаний сравнением с показаниями контрольного амперметра, который вместе с реостатом для регулирования силы тока включите в цепь последовательно с проверяемым прибором. Проведите проверку при прямом и обратном направлениях тока при значениях тока 10, 20 и 30А.
Допустимая погрешность амперметра 7% от суммы конечных значений шкалы при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.
Указатель давления в системе смазывания двигателя проверяйте совместно с датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.
Допустимая погрешность указателя ±7% - от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0 - 686,5кПа (0 - 7кгс/см²) и ±10% — в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7кгс/см²) (при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы 56.
Данные для проверки давления масла
табл. 56
Контролируемые отметки шкалы
|
Сопротивление реостата
|
0 |
165 |
2 |
132 |
4 |
98 |
6 |
70 |
8 |
42 |
10 |
20 |
Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке. Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5)°С. Если погрешность превышает допустимую, определите, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулируйте, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь величинами сопротивлений, указанными в таблице 57.
Данные для проверки указателя уровня топлива
табл.57
Проверяемые отметки
|
Значения сопротивления реостата,
|
0 |
0-8 |
1/2 |
36,5-43,5 |
П |
78-95 |
Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводите сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместите в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивайте. Подсоедините указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соедините с минусовым выводом батареи. Оцените точность показаний проверяемого прибора.
Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 58, при определённых показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: +8°С при температуре воды 40°С и +5°С при температуре воды 80 - 100°С.
Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости
табл.58
Отметка шкалы |
Сопротивление, |
40 |
360-560 |
80 |
134-150 |
100 |
83-92 |
Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.
Для проверки обрыва в цепи "указатель — датчик" отсоедините провод от датчика и подключите его последовательно с лампочкой мощностью 2Вт на "массу" автомобиля. Если провод оборван. то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоедините провод от датчика при включенном питании, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном случае отсоедините провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.