Смена фильтрующих элементов.
Для смены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива:
· выверните на два-три витка сливные пробки 10 (см.рис.37) и слейте топливо из фильтра, затем вверните пробки;
· выверните болты крепления колпаков фильтра, снимите колпаки и удалите загрязненные фильтрующие элементы;
· промойте колпаки дизельным топливом;
· установите в каждый колпак новый фильтрующий элемент;
· установите колпаки с фильтрующими элементами и затяните их;
· пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра.
Подтекание топлива устраните подтяжкой болтов крепления колпаков.
Для технического обслуживания фильтра грубой очистки:
· слейте топливо из фильтра, ослабив сливную пробку 1 (см.рис.36);
· выверните четыре болта 7 крепления стакана к корпусу фильтра и снимите стакан 2 вместе с фланцем 8;
· выверните фильтрующий элемент из корпуса;
· промойте сетку фильтрующего элемента и полость стакана бензином или дизельным топливом и продуйте сжатым воздухом;
· наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель 6 и вверните фильтрующий элемент в корпус;
· установите стакан и затяните его болтами;
· затяните сливную пробку;
· убедитесь в отсутствии подсосов воздуха через фильтр на работающем двигателе, при необходимости устраните подтягиванием болтов крепления стакана к корпусу.
Проверка и регулирование угла опережения впрыскивания топлива.
Для проверки и регулирования угла опережения впрыскивания топлива:
1. Проверните коленчатый вал ломиком за отверстие на маховике через люк в нижней части картера сцепления до совмещения меток на корпусе топливного насоса высокого давления и автоматической муфте опережения впрыскивания топлива (рис.65).
2. Проверните коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).
3. Установите фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивайте коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусах топливного насоса и автоматической муфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно: фиксатор переведите в верхнее положение.
4. Если метки не совместятся:
· ослабьте верхний болт 3 ведомой полумуфты привода, поверните коленчатый вал по ходу вращения и ослабьте второй болт;
· разверните муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратное её вращению, до упора болтов в стенке пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);
· опустите фиксатор в нижнее положение и поворачивайте коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора пазов маховика;
· медленно поворачивайте муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения до совмещения меток на корпусах насоса и муфты опережения впрыскивания. Закрепите верхний болт полумуфты привода, установите фиксатор в верхнее положение, поверните коленчатый вал и закрепите второй болт.
· Проверьте правильность установки угла опережение впрыскивания, как указано в п.3.
Для смазывания автоматической муфты опережение впрыскивания топлива используйте масло, применяемое в двигателе. На корпусе имеются два отверстия, закрытые винтами с уплотнительными шайбами - масло залейте через верхнее отверстие до появления его из нижнего
Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Проверку топливного насоса высокого давления и его регулирование должны выполнять квалифицированные работники в мастерской, оборудованной специальным стендом.
Рекомендуется регулировать насосы на стендах NC-108 (чехословатской фирмы «MOTOR PAL»), МД-12 (венгерского производства), А 1027 (австрийской фирмы «FRIEDMANN UND MEIER»), EFH-5012 (австрийской фирмы «HANSMANN») или других аналогичных стендах, предназначенных для проверки и регулировки топливных насосов.
Регулирование производите на профилированном дизельном топливе или на его смеси с индустриальным маслом. Вязкость топливной смеси должна быть 5-6,25мм²/с ((1,454=0,005) условных ед.) при температуре 25-30°С. Полость насоса заполняйте маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора. Масло заливайте через отверстие на верхней крышке, закрытое пробкой 4 (см.рис.41). Сливное отверстие на время регулирования заглушите.
Регулируйте насос с рабочим комплектом проверенных форсунок, соединенных с секциями насоса. Форсунки устанавливайте на двигатель в порядке их соединения с секциями насоса при его регулировании.
Стендовые топливопроводы высокого давления должны иметь длину 616-620мм и объем 1,8-2,0см³.
Величину и равномерность подачи топлива регулируйте при температуре, перед фильтром 25-30°С, давление на входе в насос 58,8-78,6кПа(0,6-0,8кгс/см²) и частоте вращения кулачкового вала 1300мин-1. Если давление отличается от указанного, выверните пробку перепускного клапана 56 (см.рис.39) и шайбами отрегулируйте давление открытия.
Начало подачи топлива регулируйте, заглушив отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой М14х1,5.
Для проверки и регулирования величины и равномерности подачи топлива:
1. Убедитесь в герметичности нагнетательных клапанов 19, проверив их методом опрессовки профильтрованным дизельным топливом через подводящий канал корпуса топливного насоса под давлением 169-196кПа(1,7-2,0кгс/см²) при положении реек, соответствующем выключенной подаче.
Давление проверяйте манометром, который установите у подводящего штуцера корпуса топливного насоса. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение двух минут с момента подачи топлива не допускается. Отверстие перепускного клапана заглушите.
2. Проверьте, а при необходимости отрегулируйте давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть 883-1079кПа(9-11кгс/см²). За давление открытия считать резкий скачок стрелки манометра, соответствующий моменту начала вытекания топлива из насоса.
3. При упоре рычага 1 (см.рис.41)управления регулятором в болт 2 ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения кулачкового вала 1290-1310мин-1 величина средней цикловой подачи должны быть 75-77,5мм³/цикл, неравномерность подачи топлива – не более 5% рабочим комплектом форсунок.
Величину подачи топлива каждой секции насоса регулируйте поворотом корпуса 17 секции (см.рис.39), для чего отверните на три-четыре оборота гайку крепления топливопровода высокого давления у штуцера и ослабьте гайку крепления фланца 21 (при необходимости переставьте на один-два зуба стопорную шайбу штуцера 20). При повороте корпуса секции против часовой цикловая подача увеличивается, о часовой стрелке – уменьшается. После регулирования затяните гайки крепления фланца секции.
4. При упоре рычага 1 управления регуляторов (см.рис.41) в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения проверьте частоту вращения: кулачкового вала насоса, соответствующую началу выдвижения рейки в сторону выключения подачи. Регулятор должен начать перемещение рейки при частоте вращения кулачкового вала 1335-1355мин-1, при необходимости регулируйте болтом 7 ограничения максимальной частоты вращения.
5. При упоре рычага 1 управления регулятора в болт 2 ограничения минимальной частоты вращения двигателя и частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 330-400мин-1 подача топлива должна полностью выключаться: при необходимости регулируйте болтом 2 ограничения минимальной частоты вращения.
6. Убедитесь в полном выключении подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала при частоте вращения кулачкового вала 1480-1555мин-1.
7. При повороте рычага 3 останова до упора в болт 6 подача топлива из форсунок в любом скоростном режиме должна полностью прекратиться: при необходимости отрегулируйте болтом 6, после чего проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть 0,7-0,8мм при упоре рычага останова в болт. После регулирования законтрите болт гайкой.
8. При упоре рычага 1 в болт 7, рычага 3 останова в болт 5 при частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 100мин-1 проверьте величину пусковой подачи, которая должна быть 195-210мм³/цикл; при необходимости регулируйте болтом 5: при вворачивании болта подача топлива уменьшается, при выворачивании – увеличивается. После регулировки болт надежно законтрите. При необходимости полной или частичной разборки регулятора, замены державки грузов или связанных с ней деталей перед операциями согласно пунктов 2-8:
· проверьте выступление головки регулировочного болт 24 (см.рис.40) над привалочной плоскостью корпуса насоса, которое должно быть 55,3-55,7мм. Зазор между корпусом насоса и ограничивающей гайки должен быть 0,8-1,0мм, размер, определяющие расстояния между точкой приложения усилия главной пружины и образующей оси рычага, - 51,5-52,5мм. Болт и ограничитель законтрите;
· проверить запас хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее 1мм, т.е. при полностью разведенных грузов рейка должна иметь возможность дополнительного перемещения в сторону выключения передачи; при необходимости величину запаса хода рейки регулируйте прокладками 59 (см.рис.39) – при уменьшении количества прокладок запас хода рейки увеличивается, при увеличении – уменьшается.
Начало подачи топлива секциями насоса определяйте углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Вращение кулачкового вала осуществляется через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыскивания топлива. Рейки должны находиться в положении, соответствующем максимальной подаче. Отверстие из-под перепускного клапана заглушить.
Момент начала подачи топлива определяйте по моменту прекращения истечения топлива из штуцера насоса по капиллярной трубке при создании в магистрали насоса давления 1471-1668кПа(15-17кгс/см²) и заглушенном отверстии перепускного клапана.
Восьмая секция правильно отрегулированного насоса, начинает подавать топливо за 42-43° до оси симметрии профиля кулачка. В момент начала подачи топлива восьмой секцией насоса метки на корпусе насоса и ведомой полумуфте должны совместиться.
Для определения оси симметрии профиля кулачка следует зафиксировать на лимбе момент подачи топлива, при повороте вала по часовой стрелке, повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против часовой стрелке. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь жесткое соединение с валом привода. Зазор между валом и лимбом не допускается.
Если угол, при котором начинается подача топлива восьмой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива при следующих значениях углов поворота кулачкового вала (таблица 2.2):
Отклонение начала подачи топлива любой секции относительно начала подачи топлива восьмой секцией допускается не более 0°20'.
Начала подачи топлива регулируйте подбором пяты 5 толкателя (см.рис.39) нужной толщины. Изменение её толщины на 0,05мм соответствует повороту кулачкового вала 0°12'. При установке пяты большей толщины топливо начинать подаваться раньше, меньшей – позже.
Пяту толкателя подбираете по номеру группы, который нанесен на поверхности пяты, согласно табл.4.
Для регулирования автоматической муфты опережения впрыскивания топлива – изменения угла разворота ведомой полумуфты 13 (см.рис.43) относительно ведущей 1 при частоте вращения кулачкового вала насоса 1300мин-1 и номинальной подаче топлива - используйте стенд, оборудованный топливным насосом высокого давления с постоянным положением реек, отрегулированным на номинальную производительность, и комплектом форсунок.
Углы разворота полумуфт отрегулируйте прокладками 6, устанавливаемыми одновременно равной толщины под каждую пружину 8. Углы разворота при включенной подаче топлива должны соответствовать приведенным в табл.5
.
Увеличение суммарной толщины прокладок вызывает уменьшение угла разворота полумуфт.
Проверка и регулирование форсунок.
Для снятия форсунки съемником И801.11.000 (рис.66) установите стойку 3 над форсункой 4, вверните винт 1 в корпус форсунки и, вращая гайку 2, снимите форсунку.
Для проверки и регулирования форсунок (герметичность, давление начала подъема иглы, качество распыления топлива, пропускной способности) используйте стенд (рис.67), обеспечивающий точность замеров контрольных приборов и состоящий из односекционного насоса высокого давления, приводимого в действие рычагом (или электродвигателем).
1. Герметичность запорного конуса распылителя определите при поддержании давления, меньшего давления впрыскивания на 980кПа(10кгс/см²) в течение 1мин. Распылитель считается непригодным для эксплуатации при образовании и отрыве от его носика двух капель топлива в минуту.
2. Качество распыления считается удовлетворительным, если при подводе топлива в форсунке 70-80 накачиваниями рычагом насоса в минуту оно впрыскивается в туманообразном состоянии, без капель, с равномерным выходом по перечному сечению конуса струи из каждого отверстия распылителя. Начало и окончание впрыскивания должно быть четкими. Впрыскивание топлива новой форсункой сопровождается резким звуком, отсутствие которого у бывших в употреблении форсунки не является признаком некачественной работы.
3. При закоксовании отверстий распылителя разберите форсунки, прочистите отверстия и промойте бензином. При подтекании топлива по конусу или заедании иглы замените прецизионную пару игла – корпус распылителя.
4. При необходимости отрегулируйте форсунки изменением регулировочных шайб: увеличение общей толщины регулировочных шайб (увеличение сжатия пружины) повышает давление, уменьшение – понижает. Изменение толщины шайб на 0,05мм приводит к изменению давления начала подъема иглы форсунки на 294-343кПа(3-3,5кгс/см²).
Проверку форсунок можно проводить на стенде КП-3333.
Проверка и регулирование привода управления подач и топлива.
Для проверки и регулирования привода управления подачей топлива:
· нажмите педаль 13 (см.рис.45) до упора, при этом педаль должна упереться в болт ограничения её хода. При свободном положении рычага 4 управления регулятором должен упираться в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения, а ось нижнего плеча переднего рычага 18 должна совпадать с осью вращения кабины. Это можно проверить, наклонив кабину в первое положение (42°), при работающем двигателе при минимальной частоте вращения холостого хода. Частота вращения коленчатого вала не должна увеличиваться при наклоне кабины. В противном случае отрегулируйте привод в следующем порядке:
· нажмите на нижнее плечо переднего рычага 13 против хода автомобиля до его упора в кронштейн14;
· отрегулируйте длину промежуточной тяги 12 так, чтобы рычаг 4 упирался в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения;
· соедините верхнее плечо переднего рычага 13 тягой 15 с педалью 17, выдержав угол между ней и подпятником 130°;
· нажмите на педаль так, чтобы рычаг 4 управления регулятора упирался в болт 3 ограничения максимальной частоты вращения;
· выверните болт ограничения хода педали до соприкосновения с ней и законтрите его.
При правильной регулировке привода педаль должна свободно перемещаться, обеспечив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.