Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-43115, КамАЗ-65115, КамАЗ-6540, КамАЗ-53229, КамАЗ-4326, КамАЗ-53215, КамАЗ-54115).
4.2. Коробка передач. Описание.
На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач модели 14; на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатая коробка передач модели 15, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
На модернизированных моделях автомобилей повышенной грузоподъемности устанавливаются коробки передач модели 152, имеющие следующие конструктивные отличия от коробки передач модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
— упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет применения пластмассовых воздухопроводов от крана управления делителем;
— применены бесшпоночные соединения шестерен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;
— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передач вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения):
— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утончение зубьев муфт каретки синхронизатора 4-5 передач (вместо полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4 передачи, также увеличена высота зубьев муфт;
— установлен подшипник передней опоры вторичного вала большей нагрузочной способности:
— расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.
Модель | 14 (142) | 15 (152) | ||
Тип коробки передач | Механическая пятиступенчатая с трехходовым механизмом переключения передач | Механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора - делителя передач, соединенных в одном агрегате | ||
Передаточные числа | 1 — 7,82 | 1 Н — 7,82 | 4Н — 1,53 | |
2 — 4,03 | 1 В — 6,38 | 4В — 1,25 | ||
3 — 2,50 | 2Н — 4,03 | 5Н — 1,00 | ||
4 — 1,53 | 2В — 3,29 | 5В — 0,815 | ||
5 — 1.00 | 3Н — 2,5 | ЗХН — 7,38 | ||
ЗХ — 7,38 | 3В — 2,04 | ЗХВ — 6,08 | ||
Подшипники валов | шариковые, роликовый сферический, роликовые | |||
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора | |||
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами | |||
Шестерни | с косыми зубьями. кроме первой передачи и передачи заднего хода. постоянного зацепления | |||
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен | |||
Система смазывания | комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием; подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства | |||
Отбор мощности | от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 1232366; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода: с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала | |||
Управление коробкой передач | механическое, с дистанционным приводом | механическое с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя |
Номинальный | Допустимый | ||
Картер коробки передач | |||
Диаметр отверстия под подшипник: | задний ведущего вала | 150,000 - 150,040 | 150,055 |
задний ведомого вала | 150,000 - 150,040 | 150,055 | |
передний промежуточного вала | 120,000 - 120,035 | 120,05 | |
Диаметр отверстия под стакан заднего подшипника промежуточного вала | |||
120,000 - 120,035 | 120,05 | ||
Диаметр отверстия под передний конец оси блока шестерен заднего хода | 26,000 - 26, 023 | 26,033 | |
Диаметр отверстия под задний конец оси блока шестерен заднего хода | 32,000 - 32,027 | 32,027 | |
Вал ведущий | |||
Диаметр шейки под передний подшипник | 24,992 - 24,978 | 24,96 | |
Диаметр шейки под задний подшипник | 59,990 - 60,010 | 59,985 | |
Диаметр отверстия под передний подшипник ведомого вала | 77,500 - 77,250 | 77,53 | |
Вал ведомый | |||
Диаметр шейки под передним подшипник | 40,003 - 40,020 | 39,998 | |
Диаметр шейки под втулку шестерни четвертой передачи | 63,010 - 63,030 | 63,005 | |
Диаметр шеек под роликовые подшипники шестерен второй и третьей передач | 80,977 - 81,000 | 80,957 | |
Диаметр шейки под втулку шестерни заднего хода | 70,990 - 71,010 | 70,985 | |
Диаметр шейки под задний подшипник | 59,990 - 60,010 | 59,985 | |
Толщина упорной шайбы шестерни четвертой передачи | 6,962 - 6,987 | 6,935 | |
Наружный диаметр втулки шестерни четвёртой передачи | 72,168 - 72,188 | 72,148 | |
Наружный диаметр втулок шестерен первой передачи и заднего хода | 80,977 - 81,000 | 80,957 | |
Толщина упорной шайбы шестерни первой передачи | 4,920 - 5,000 | 4,87 | |
Внутренний диаметр отверстия шестерни четвертой передачи | 83,236 - 83,271 | 83,291 | |
Внутренний диаметр отверстия шестерни заднего хода и шестерен первой, второй и третьей передач | 92,036 - 92,071 | 92,091 | |
Ширина паза каретки синхронизатора второй н третьей передач под сухари вилки переключения | 11,200 - 11,320 | 11,45 | |
Ширина паза муфты включения первой передачи и заднего хода под вилку переключения | 15,200 - 15,320 | 15,5 | |
Вал промежуточный | |||
Диаметр шейки под передний подшипник | 65,003 - 65,023 | 64,992 | |
Диаметр шейки под шестерню: | привода вала | 65,290 - 65,320 | 65,28 |
четвертой передачи | 69,845 - 69,865 | 69,835 | |
третьей передачи | 70,045 - 70,065 | 70,035 | |
Диаметр шейки под задний подшипник | 49,992 - 50,008 | 49,984 | |
Внутренний диаметр отверстия шестерни: | привода | 62,200 - 65,230 | 65.235 |
четвёртой передачи | 69,800 - 69,830 | 69,835 | |
третьей передачи | 70,000 - 70,030 | 70,035 | |
Внутренний диаметр отверстия стакана под задний подшипник | 110,000 - 110,035 | 110,07 | |
Наружный диаметр стакана заднего подшипника | 119,988 - 120,012 | 119,978 | |
Блок шестерен заднего хода | |||
Внутренний диаметр отверстий блока шестерен | 22,140 - 22,280 | 22,35 | |
Диаметр переднего конца оси блока шестерен | 52,012 - 52,042 | 52,05 | |
Диаметр заднего конца оси блока шестерен | 25,978 - 25,992 | 25,968 | |
Диаметр шеек оси блока шестерен под игольчатые подшипники | 32.018 - 32,035 | 32,008 | |
Толщина упорной шайбы блока шестерен | 31,983 - 32,000 | 31,965 | |
Механизм переключения передач | |||
Диаметры отверстий верхней крышки коробки передач под штоки вилок переключения передач | 4,952 - 5,000 | 4,9 | |
Диаметры отверстия вилок переключения передач под штоки | 22,008 - 22,030 | 22,05 | |
Диаметры отверстий вилок переключения передач под сухари | 13,500 - 13,519 | 13,53 | |
Диаметр посадочной шейки сухаря вилок переключения четвертой и пятой, второй и третьей передач | 13,482 - 13,494 | 13,482 | |
Ширина канавки сухаря вилки переключения четвертой и пятой передач под каретку синхронизатора | 13,440 - 13,560 | 13,76 | |
Толщина выступа сухаря вилки переключения второй и третьей передач под канавку каретки синхронизатора | 10,640 - 10,760 | 10,34 | |
Толщина лапок вилки переключения первой передачи и заднего хода | 14,640 - 14,760 | 14,52 | |
Диаметр штоков вилок переключения | 21,955 - 22,000 | 21,92 | |
Диаметр отверстия головки вилки переключения передач под шток | 22,020 - 22,050 | 22,07 | |
Привод управления переключения передач | |||
Диаметр головок тяг управления под сферу рычага | 22,060 - 22,130 | -- | |
Местный износ поверхности головки под сферу рычага | -- | <0,04 | |
Диаметр сферы рычагов тяг | 21,790 - 21,930 | 21,75 | |
Привод спидометра | |||
Диаметр цапфы шестерни привода спидометра | 7,945 - 7,985 | 7,91 | |
Диаметр шейки шестерни привода спидометра | 9.985 - 10,000 | 9,95 | |
Ширина торца фланца датчика спидометра | 3,840 - 4,000 | 3,8 | |
Диаметр валика привода спидометра | 9.945 - 9,985 | 9,93 | |
Делитель передач | |||
Диаметры отверстия корпуса делителя под подшипники: |
заднего ведущего вала | 150,000 - 150,040 | 150,055 |
переднего промежуточного вала | 130,000 - 130,040 | 130,055 | |
Диаметр отверстия под картер маховика | 451,088 - 452,000 | 451,76 | |
Диаметр отверстия под вал вилки выключения сцепления | 25,025 - 25,085 | 25,10 | |
Диаметр отверстий под штифты боковых опор | 11,966 - 11,985 | 11,99 | |
Диаметр шейки ведущего вала под подшипник ведущей шестерни | 61,980 - 62,000 | 61,95 | |
Внутренний диаметр отверстия шестерни ведущего вала под подшипник | 70,030 - 70,060 | 70,08 | |
Внутренний диаметр шейки промежуточного вала под шестерню | 55,075 - 55,105 | 55,066 | |
Диаметр отверстия шестерни промежуточного вала | 55,000 - 55,030 | 55,035 | |
Диаметр шейки промежуточного вала под шариковый подшипник | 45,003 - 45,020 | 44,992 | |
Диаметр шейки промежуточного вала под роликовый подшипник | 79,580 - 79,600 | 79,56 | |
Механизм переключения передач делителя | |||
Диаметр отверстия корпуса механизма | под поршень | 70,000 - 70,060 | 70,1 |
под шток со стоны заглушки | 22,060 - 22,130 | 22,17 | |
под шток со стороны поршня | 25,060 - 25,130 | 25,2 | |
Диаметр поршня цилиндра | 24,955 - 25,000 | 24,915 | |
Расстояние между поверхностями соприкосновения вилки механизма с сухарями | 198,000 - 198,300 | 198,4 | |
Диаметр вала вилки механизма | 24,978 - 24,992 | 24,9 | |
Диаметр сферы рычага механизма | 18,860 - 19,000 | 18,8 | |
Корпус воздухораспределителя | |||
Диаметр отверстия под гнездо | 18,000 - 18,035 | 18,035 | |
Диаметр посадочной поверхности гнезда золотника | 18,045 - 18,080 | 18,04 | |
Диаметр отверстия гнезда золотника | 10,050 - 10,150 | 10,153 | |
Диаметр золотника | 9,945 - 9,985 | 9,925 | |
Диаметр отверстия под поршень | 25,000 - 25,045 | 25,05 | |
Диаметр поршня | 24,915 - 24,975 | 24,9 | |
Клапан включения делителя | |||
Диаметр отверстия в крышке под шток | 10,000 - 10,030 | 10,045 | |
Диаметр штока | 9,915 - 9,965 | 9,85 | |
Кран управления делителем | |||
Диаметр отверстия под гнездо | 18,000 - 18,035 | 18,75 | |
Диаметр поверхности трения золотника крана | 9,945 - 9,985 | 9,925 |
Похожие статьи:
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.2.2 Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Регулировочные, крепежные работы на автомобилях КамАЗ и данные для них
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 11.1 Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Подбор масел и специальных жидкостей при использовании их на автомобилях КамАЗ.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Силовой агрегат, подвеска, техническое обслуживание, ремонт
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.1.4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Управление тормозными системами.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Автомобили семейства КамАЗ. Техническое обслуживание.
Автосервис RWT motors: качественный ремонт...
2024-01-14 23:08:00
Упаковочная бумага от лучших: как компания...
2024-01-14 12:37:00
Запчасти для УАЗ: как сэкономить деньги и...
2023-09-27 13:15:00
Как заработать на партнерской программе по...
2023-09-22 18:00:00
Polis.online: Ваш быстрый и надежный путь...
2023-09-22 17:37:00
Страхование ОСАГО, КАСКО, ипотека,...
2023-08-31 11:43:00
Б/у или новый: как выбрать автомобиль,...
2023-08-19 12:30:00
Как правильно сделать техосмотр и...
2023-08-17 16:44:00
Обзор интернет-магазина запчастей...
2023-06-22 13:07:00
Стоит ли делать ставки на спорт: плюсы и...
2023-04-21 13:16:00
Контейнерные грузовые перевозки из Китая
2023-04-13 11:33:00
Страхование груза
2023-02-18 15:54:00